icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Halida Rojkova
 ультура и искусство

¬ чем загадка картин ћарка Ўагала?

  • 353
  • 11

¬ чем загадка картин ћарка Ўагала?

¬
¬еликий Ћеон Ѕакст (читаем о нем в статье Ђ«накомы с творчеством Ћеона Ѕакста?ї от 14. 9. 16 г.) прин€л класс в школе «в€гинцевой. ¬се юноши были очень талантливы, и, несмотр€ на некоторую и вполне объ€снимую незрелость их работ, обещали стать знаменитыми художниками. “олько один из учеников вызывал раздражение знаменитого художника. Ќесомненно, он был талантливее всех сид€щих в этой мастерской. Ќо его картины нарушали законы физики и геометрии, а заодно и его представлени€ о прекрасном. Ќу, как скрипач на его этюде сумел втащить гигантский стул на гору? –азве так бывает? Ѕакст нервничал, пыта€сь объ€снить этому юноше с серьезными и грустными глазами свое видение мира. “от, чуть наклонив кудр€вую голову, внимательно слушал, но было пон€тно, что писать он будет по-своему.

«вали упр€мца ћовше. ћир искусства узнал его под другим именем Ц ћарк Ўагал. Ѕелорусский город ¬итебск гордитс€ тем, что 7 июл€ 1887 года здесь родилс€ будущий великий авангардист. —таршие дети в семье быстро взрослеет и станов€тс€ самосто€тельными. ќтец весь день на работе, мать, зан€та€ воспитанием дес€ти детей, не знает ни минуты отдыха. ћовше пригл€дывал за младшими, помогал матери по хоз€йству. —начала его учили дома, он быстро научилс€ читать, отец помог ему освоить древнееврейский, вместе с матерью мальчик читал “ору и “алмуд. ѕотом его отправили в ремесленное училище.

ћовше, несмотр€ на посто€нную зан€тость, находил врем€ дл€ рисовани€. –одители, посовещавшись, отдали его в местную рисовальную школу. ≈е директор, ёдель ѕэн, сразу пон€л масштаб таланта юноши. ¬ конце учебного года он посоветовал ћовше поехать в ѕетербург. ќтец был против. ќн наде€лс€ на помощь старшего сына. ћальчик вырос и должен приносить свою копейку в дом, где, кроме него, каждый день прос€т есть п€ть девчонок и еще один малыш. Ќо, парень упр€м. ќн, видите ли, желает рисовать! ¬ сердцах отец швырнул ћовше 27 рублей. Ѕольше у него не было.

ѕетербург встретил молодого художника хмурым небом и пронизывающим ветром. Ёкзамен в –исовальную школу сдавать не пришлось: когда ћовше достал свои этюды и графику, приемна€ комисси€ прин€ла решение прин€ть талантливого юношу в школу. ј ее директор, Ќиколай –ерих, подписал приказ и рекомендовал сразу же отправить на третий курс, Ђибо на первых двух его учить нечемуї. Ёто было в 1907 году. ѕотом он училс€ в частной школе «в€гинцевой, где и произошла встреча с Ћеоном Ѕакстом. Ўагал познакомилс€ с молодыми художниками и поэтами, нашел в них и друзей, и единомышленников. ќн влюбилс€ в “ею Ѕрахман, написал три ее портрета, на двух из которых она обнажена. ќн даже начал говорить о женитьбе, но “е€ совершила ошибку: она познакомила ћовше со своей лучшей подругой. Ѕелла –озенфельд покорила молодого художника, они поженились. ЂЋюбовь всей моей жизни Ц это Ѕелла. “олько с ней € был по-насто€щему счастливї, - на склоне лет призналс€ Ўагал.

„ерез три года, благодар€ помощи ћ. ¬инавера, депутата √осдумы, ћарк получил возможность учитьс€ в ѕариже. — 1910 по 1914 год Ўагал много писал, но находил врем€ дл€ посещени€ выставок лучших французских авангардистов. — 1911 года им€ ћовше больше не звучало р€дом с фамилией Ўагал. ‘иналом обучени€ стала Ѕерлинска€ выставка, в которой он прин€л участие в 1914 году.  ритики отметили его картины и назвали ћарка Ўагала одним из самых талантливых мастеров кисти начала ’’ века.

ћарк скучал по Ѕелле, по родител€м. ќн устал, ему нужен был отдых в кругу люб€щих и любимых людей. ќн приехал в –оссию на мес€ц, но началась ѕерва€ ћирова€ война, и о возвращении в ѕариж пришлось забыть. «ато можно было подумать о личном, например, сыграть свадьбу с Ѕеллой и порадоватьс€ рождению дочери. ¬ 1916 году ћарк приехал в ѕитер, чтобы прин€ть участие в работе ≈врейского общества поощрени€ художеств.

–еволюционный вихрь Ц грозный и все сметающий на своем пути Ц сначала не насторожил Ўагала. ќн отнесс€ к новой власти сдержанно и даже в 1918 году согласилс€ стать комиссаром в ¬итебске. ¬ его об€занности входило обучение подрастающего поколени€ искусству. ќн открыл художественную школу, а через год, в 1919 году, в ¬итебской губернии по€вилось свое художественное училище. ¬ 1920 году решил все бросить и переехать в ћоскву. ќзвученна€ причина Ц творческие разногласи€ с ћалевичем. ќ том, что лежало глубже, Ўагал молчал.

¬есь двадцатый год художник оформл€л ћосковский еврейский камерный театр, придумывал костюмы, рисовал декорации. ¬ 1921 году на несколько мес€цев стал учителем в колонии дл€ беспризорников. ѕотом началс€ новый Ц эмигрантский период жизни ћарка Ўагала.

—начала Ўагалы отправились в Ћитву, потом попали в √ерманию, оттуда Ц в ѕариж. ћыслей о возвращении в –оссию не было, поэтому в 1937 году вс€ семь€ получила французское гражданство.  огда началась ¬тора€ ћирова€ война, из оккупированной ‘ранции ћарк Ўагал перебралс€ в јмерику. “ам, в начале сент€бр€ 1944 года, умерла его любима€ жена. ¬рачи не справились с сепсисом, ћарк почти дев€ть мес€цев не мог работать, так велико было его горе. Ѕелла обрела вечную пам€ть в двух его полотнах Ц Ђ–€дом с нейї и Ђ—вадебные огниї. Ёти картины стали реквиемом художника по ушедшей в ¬ечность любви.

ћарк Ўагал был женат еще два раза. ¬ирджини€ ћакнилл-’аггард была моложе художника на 28 лет, в 1946 году у них родилс€ сын, а в п€тидес€том молода€ женщина бросила стареющего супруга. “ретьей женой (свадьбу сыграли в 1952 году в ѕариже) стала ¬алентина Ѕродска€, богата€ бизнесвумен. ќн относилс€ к ней бережно, но не стесн€лс€ говорить, что его музой была, есть и будет Ѕелла. ќна не умерла, просто Ђна врем€ вышла из его жизниї. ¬ ¬ечности они соедин€тс€ и вновь будут счастливы. ¬алентина относилась к этим словам снисходительно.

јвангардист Ўагал в конце своего творческого пути увлекс€ монументальным искусством. «дание парламента в »ерусалиме он украсил мозаикой и шпалерами, оформил несколько синагог в »зраиле, католических храмов в јмерике, лютеранских в ≈вропе. ћозаика, скульптура, керамика, витражи и шпалеры Ц вот новое увлечение Ўагала. ¬ершиной этого периода считаетс€ роспись плафона √ранд ќпера в ѕариже. Ќад этим шедевром мастер работал 11 мес€цев. ’олст размером двести квадратных метров разделен на п€ть частей, каждый сектор имеет свой цвет и своих героев. «десь представлены произведени€ таких композиторов, как ƒебюсси, ћусоргский, „айковский, јдан, –авель, Ѕерлиоз, —травинский, ¬агнер, ¬ерди и √люк.

“аких больших заказов было много. Ўагал переезжал из страны в страну и с упоением работал. ѕосетил и —оветский —оюз, пустили только в ћоскву и в Ћенинград, зато устроили большую выставку его полотен в “реть€ковке. Ўагал подарил своей бывшей родине несколько картин. Ќыне они хран€тс€ в “реть€ковской галерее и ћузей имени ѕушкина.

ќдна из последних его грандиозных работ Ц это Ђќкно мираї, расположенное в вестибюле здани€ ќќЌ. Ўагал за свою жизнь получил только две престижные награды: в 1960 году Ц премию Ёразма и в 1977 году Ц Ѕольшой крест ѕочетного легиона. —амым важным признанием таланта художника стала выставка в Ћувре. ¬ этом музее с самого начала его существовани€ действует правило Ц в его залах не выставл€ютс€ произведени€ Ђживых классиковї. ћарку Ўагалу было дев€носто лет, когда Ћувр нарушил это правило и провел большую выставку его работ.

¬ тихом —ен-ѕоль-де-¬ансе Ўагал несколько лет строил дл€ себ€ удобный дом с большой мастерской. ¬ нем он жил с 1966 года, в нем и скончалс€ в 1985 году, не дожив до ста лет всего полтора года. ћиру он оставил свои творени€, эссе, мемуары на идише и стихи. “айну прит€гательности его работ он унес с собой, предоставив каждому зрителю самому искать разгадку.

spe
¬ладислав „ерных

—кажу честно - мне большинство его работ непон€тно. Ќо если его считают великим - пусть будет, на свете есть ещЄ много вс€кого, чего € не понимаю, а люди с этого в восторге...

mas
ћарк Ѕлау

¬итебск оказалс€ какой-то теплицей еврейских художников. ѕричина? ¬о-первых, там работал ёдель ѕэн и все будущие знаменитости прошли через его школу в ¬итебске. ¬о-вторых - относительно недалеко до ѕетербурга, где можно продолжать учение. ¬-третьих, думаю немалую роль сыграл ».≈.–епин, принимавший и устраивавший в столице всех витебчан вне зависимости от национальности. ћожет быть одной из причин такой предрасположенности было то, что у –епина была дача под ¬итебском.

top
Halida Rojkova

≈катерина II определила дл€ евреев черту оседлости в ¬итебске. — тех пор талантливые и умные стремились оттуда вырватьс€. ј дальше - по комментарию ћарка.

top
Halida Rojkova

Ќадежда, Ўагал любил. √лубоко, сильно, самозабвенно. ѕотер€в жену, он растер€лс€ - не привык жить без нее. Ётим объ€сн€етс€ его второй брак. ј в третьем было все честно: расставили точки на » и жили, не скандал€ и не вы€сн€€ отношени€.ћудрость приходит с годами :)

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+