icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Halida Rojkova
Культура и искусство

В чем загадка картин Марка Шагала?

  • 155
  • 9

В чем загадка картин Марка Шагала?

В
Великий Леон Бакст (читаем о нем в статье «Знакомы с творчеством Леона Бакста?» от 14. 9. 16 г.) принял класс в школе Звягинцевой. Все юноши были очень талантливы, и, несмотря на некоторую и вполне объяснимую незрелость их работ, обещали стать знаменитыми художниками. Только один из учеников вызывал раздражение знаменитого художника. Несомненно, он был талантливее всех сидящих в этой мастерской. Но его картины нарушали законы физики и геометрии, а заодно и его представления о прекрасном. Ну, как скрипач на его этюде сумел втащить гигантский стул на гору? Разве так бывает? Бакст нервничал, пытаясь объяснить этому юноше с серьезными и грустными глазами свое видение мира. Тот, чуть наклонив кудрявую голову, внимательно слушал, но было понятно, что писать он будет по-своему.

Звали упрямца Мовше. Мир искусства узнал его под другим именем – Марк Шагал. Белорусский город Витебск гордится тем, что 7 июля 1887 года здесь родился будущий великий авангардист. Старшие дети в семье быстро взрослеет и становятся самостоятельными. Отец весь день на работе, мать, занятая воспитанием десяти детей, не знает ни минуты отдыха. Мовше приглядывал за младшими, помогал матери по хозяйству. Сначала его учили дома, он быстро научился читать, отец помог ему освоить древнееврейский, вместе с матерью мальчик читал Тору и Талмуд. Потом его отправили в ремесленное училище.

Мовше, несмотря на постоянную занятость, находил время для рисования. Родители, посовещавшись, отдали его в местную рисовальную школу. Ее директор, Юдель Пэн, сразу понял масштаб таланта юноши. В конце учебного года он посоветовал Мовше поехать в Петербург. Отец был против. Он надеялся на помощь старшего сына. Мальчик вырос и должен приносить свою копейку в дом, где, кроме него, каждый день просят есть пять девчонок и еще один малыш. Но, парень упрям. Он, видите ли, желает рисовать! В сердцах отец швырнул Мовше 27 рублей. Больше у него не было.

Петербург встретил молодого художника хмурым небом и пронизывающим ветром. Экзамен в Рисовальную школу сдавать не пришлось: когда Мовше достал свои этюды и графику, приемная комиссия приняла решение принять талантливого юношу в школу. А ее директор, Николай Рерих, подписал приказ и рекомендовал сразу же отправить на третий курс, «ибо на первых двух его учить нечему». Это было в 1907 году. Потом он учился в частной школе Звягинцевой, где и произошла встреча с Леоном Бакстом. Шагал познакомился с молодыми художниками и поэтами, нашел в них и друзей, и единомышленников. Он влюбился в Тею Брахман, написал три ее портрета, на двух из которых она обнажена. Он даже начал говорить о женитьбе, но Тея совершила ошибку: она познакомила Мовше со своей лучшей подругой. Белла Розенфельд покорила молодого художника, они поженились. «Любовь всей моей жизни – это Белла. Только с ней я был по-настоящему счастлив», - на склоне лет признался Шагал.

Через три года, благодаря помощи М. Винавера, депутата Госдумы, Марк получил возможность учиться в Париже. С 1910 по 1914 год Шагал много писал, но находил время для посещения выставок лучших французских авангардистов. С 1911 года имя Мовше больше не звучало рядом с фамилией Шагал. Финалом обучения стала Берлинская выставка, в которой он принял участие в 1914 году. Критики отметили его картины и назвали Марка Шагала одним из самых талантливых мастеров кисти начала ХХ века.

Марк скучал по Белле, по родителям. Он устал, ему нужен был отдых в кругу любящих и любимых людей. Он приехал в Россию на месяц, но началась Первая Мировая война, и о возвращении в Париж пришлось забыть. Зато можно было подумать о личном, например, сыграть свадьбу с Беллой и порадоваться рождению дочери. В 1916 году Марк приехал в Питер, чтобы принять участие в работе Еврейского общества поощрения художеств.

Революционный вихрь – грозный и все сметающий на своем пути – сначала не насторожил Шагала. Он отнесся к новой власти сдержанно и даже в 1918 году согласился стать комиссаром в Витебске. В его обязанности входило обучение подрастающего поколения искусству. Он открыл художественную школу, а через год, в 1919 году, в Витебской губернии появилось свое художественное училище. В 1920 году решил все бросить и переехать в Москву. Озвученная причина – творческие разногласия с Малевичем. О том, что лежало глубже, Шагал молчал.

Весь двадцатый год художник оформлял Московский еврейский камерный театр, придумывал костюмы, рисовал декорации. В 1921 году на несколько месяцев стал учителем в колонии для беспризорников. Потом начался новый – эмигрантский период жизни Марка Шагала.

Сначала Шагалы отправились в Литву, потом попали в Германию, оттуда – в Париж. Мыслей о возвращении в Россию не было, поэтому в 1937 году вся семья получила французское гражданство. Когда началась Вторая Мировая война, из оккупированной Франции Марк Шагал перебрался в Америку. Там, в начале сентября 1944 года, умерла его любимая жена. Врачи не справились с сепсисом, Марк почти девять месяцев не мог работать, так велико было его горе. Белла обрела вечную память в двух его полотнах – «Рядом с ней» и «Свадебные огни». Эти картины стали реквиемом художника по ушедшей в Вечность любви.

Марк Шагал был женат еще два раза. Вирджиния Макнилл-Хаггард была моложе художника на 28 лет, в 1946 году у них родился сын, а в пятидесятом молодая женщина бросила стареющего супруга. Третьей женой (свадьбу сыграли в 1952 году в Париже) стала Валентина Бродская, богатая бизнесвумен. Он относился к ней бережно, но не стеснялся говорить, что его музой была, есть и будет Белла. Она не умерла, просто «на время вышла из его жизни». В Вечности они соединятся и вновь будут счастливы. Валентина относилась к этим словам снисходительно.

Авангардист Шагал в конце своего творческого пути увлекся монументальным искусством. Здание парламента в Иерусалиме он украсил мозаикой и шпалерами, оформил несколько синагог в Израиле, католических храмов в Америке, лютеранских в Европе. Мозаика, скульптура, керамика, витражи и шпалеры – вот новое увлечение Шагала. Вершиной этого периода считается роспись плафона Гранд Опера в Париже. Над этим шедевром мастер работал 11 месяцев. Холст размером двести квадратных метров разделен на пять частей, каждый сектор имеет свой цвет и своих героев. Здесь представлены произведения таких композиторов, как Дебюсси, Мусоргский, Чайковский, Адан, Равель, Берлиоз, Стравинский, Вагнер, Верди и Глюк.

Таких больших заказов было много. Шагал переезжал из страны в страну и с упоением работал. Посетил и Советский Союз, пустили только в Москву и в Ленинград, зато устроили большую выставку его полотен в Третьяковке. Шагал подарил своей бывшей родине несколько картин. Ныне они хранятся в Третьяковской галерее и Музей имени Пушкина.

Одна из последних его грандиозных работ – это «Окно мира», расположенное в вестибюле здания ООН. Шагал за свою жизнь получил только две престижные награды: в 1960 году – премию Эразма и в 1977 году – Большой крест Почетного легиона. Самым важным признанием таланта художника стала выставка в Лувре. В этом музее с самого начала его существования действует правило – в его залах не выставляются произведения «живых классиков». Марку Шагалу было девяносто лет, когда Лувр нарушил это правило и провел большую выставку его работ.

В тихом Сен-Поль-де-Вансе Шагал несколько лет строил для себя удобный дом с большой мастерской. В нем он жил с 1966 года, в нем и скончался в 1985 году, не дожив до ста лет всего полтора года. Миру он оставил свои творения, эссе, мемуары на идише и стихи. Тайну притягательности его работ он унес с собой, предоставив каждому зрителю самому искать разгадку.

spe
Владислав Черных

Скажу честно - мне большинство его работ непонятно. Но если его считают великим - пусть будет, на свете есть ещё много всякого, чего я не понимаю, а люди с этого в восторге...

mas
Марк Блау

Витебск оказался какой-то теплицей еврейских художников. Причина? Во-первых, там работал Юдель Пэн и все будущие знаменитости прошли через его школу в Витебске. Во-вторых - относительно недалеко до Петербурга, где можно продолжать учение. В-третьих, думаю немалую роль сыграл И.Е.Репин, принимавший и устраивавший в столице всех витебчан вне зависимости от национальности. Может быть одной из причин такой предрасположенности было то, что у Репина была дача под Витебском.

top
Halida Rojkova

Екатерина II определила для евреев черту оседлости в Витебске. С тех пор талантливые и умные стремились оттуда вырваться. А дальше - по комментарию Марка.

top
Halida Rojkova

Надежда, Шагал любил. Глубоко, сильно, самозабвенно. Потеряв жену, он растерялся - не привык жить без нее. Этим объясняется его второй брак. А в третьем было все честно: расставили точки на И и жили, не скандаля и не выясняя отношения.Мудрость приходит с годами :)

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+