icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
—емен ÷ыгановский
 ультура и искусство

¬ чем загадка картин кубистов?

  • 1258
  • 8

¬ чем загадка картин кубистов?

√лавна€ загадка картин кубистов состоит в том, что эти картины кому-то нрав€тс€. », если попадают на аукционы, сто€т там грандиозных денег.

«а что платить? Ц ћожет спросить простой, не ученый тонкост€м живописи, человек. Ц я тоже могу так нарисовать.

» будет прав в своем недоумении. » в то же врем€ не прав. ѕотому что так ему не нарисовать. ¬от така€ логика у искусства.

 убизм Ц продукт одной из революций, которые регул€рно происходили в искусстве в начале двадцатого века. Ѕыли эти революции следствием социальных революций, потр€савших общество, но обошлись миру несравненно дешевле. ћожно даже сказать, что в данном случае баланс вышел положительным. „то с революци€ми получаетс€ редко.

” революций в искусстве были свои причины, субъективные и объективные. ќни €вились следствием того, что ненавидима€ всеми передовыми умами того времени буржуази€ росла и процветала. ’от€ все те же передовые умы ужасались, что она захлестнет волнами собственного мещанства великое искусство. ѕредполагалось, что, обеспечива€ платежеспособный спрос на произведени€ искусства, эти презренные нувориши и свои вкусы диктовать художникам станут. ѕридетс€ рисовать котиков и симпатичных девушек, полуголеньких или совсем голеньких. —куууучно, господа!

ѕри этом большинство критиков, как положено, забывали уроки истории. ѕлатежеспособный спрос на произведени€ искусства, возникший в 17-м веке в небольшой, сытно жившей √олландии, привел к спросу на роскошные натюрморты, а также на портреты надменных хоз€ев жизни, их тощих жен и полногрудых любовниц. ¬ результате же этакого кошмара и безвкусицы получились те, кого искусствоведы называют Ђмалыми голландцамиї. ƒа и те, кого прин€то называть голландцами великими, тоже возникли из желани€ удовлетворить платежеспособный спрос на произведени€ искусства, в частности, живописи.

Ќе все было просто в жизни великих художников того времени. Ќе всем досталась жизнь сладка€. √орестному –ембрандту пришлось удовлетвор€тьс€ по большей части посмертной славой. ¬прочем, в этом он был и сам виноват. –ассорилс€ с богатыми заказчиками. ј с ними не ссоритьс€ надо, но воспитывать и приучать к своим картинам и скульптурам.

’удожники конца 19-го Ц начала 20-го века повтор€ть ошибки гениев прошлого не собирались. ¬о-первых, потому что были молоды, голодны и ужасно талантливы. ј во-вторых, потому что были не одиноки, и варились в кип€щем котле тогдашней художественной жизни, преимущественно, парижской. ѕариж был тогда самым богатым городом мира, а значит, задавал тон в искусстве.

–азрабатыва€ метафору кип€щей наваристой ухи по-парижски, заметим, что навар гор€чему рыбному супчику придают не только благородные осетровые рыбы или там океанские могучие тунцы. ћелка€ рыбешка тоже в дело идет, хот€, бывает, развариваетс€ до полного растворени€. ј рыбьи головы, которые обычно прин€то выбрасывать за ненадобностью! ј перчик и лавровый лист, тоже не съедобные при других услови€х! Ѕез них уха не получитс€.

¬ парижском котле всего было в достатке и в пропорции. ј еще начала работать химическа€ промышленность, и у художников по€вились новые краски. ќчень дешевые и практичные. ј самое главное, разнообразнейших цветов. «ачастую, цветов таких €рких и неестественных, про которые в другом кипучем городе-котле на берегу „ерного мор€, говорили Ђколер Ц вырви глазї.

Ќу, разнообразие цветов освоил ѕ.—езанн и следовавшие в его русле фовисты (стать€ о которых была опубликована 11.12.2015). ј вот кубисты прин€лись разбиратьс€ с формой.

‘овисты уже приучили просвещенную публику к тому, что цвет Ц штука весьма условна€. ќбнаженную даму совсем не об€зательно изображать в телесно-розовых тонах, вроде какого-то пошлого –енуара (замечательную статью о котором написала ’алида –ожкова 22.12.2015). ћожно по холсту и €рко-синим цветом пройтись. ѕублика будет поражена, раздосадована, а потом скажет: ЂЌет, в этом что-то естьї, и станет покупать старика нашего ћатисса.

Ђј ведь форма Ц така€ же условна€ вещь, как и цвет!ї Ц подумали бывшие фовисты ∆орж Ѕрак, јндре ƒерен и ћорис ¬ламинк. ј тут еще за дело вз€лись понаехавшие из испанской провинции ѕабло ѕикассо и ’уан √рис. (јх, вс€ »спани€ по сравнению с ѕарижем Ц провинци€! ¬итебск какой-то!).

ѕикассо и начал. ¬ 1907 году он написал картину Ђјвиньонские девицыї.  артина произвела впечатление на всех. ƒаже близкие друзь€ и собутыльники с сомнением спросили гордого ѕабло: Ђѕаша, ты какую травку курил?ї. ƒаже пламенный революционер от искусства ∆орж Ѕрак сказал, что ѕикассо написал картину так, будто захотел заставить зрител€ съесть свой скромный кусок пакли и запить ее, паклю, рюмкой керосина. ј Ѕрака трудно было удивить! ѕикассо пон€л, что пошел по правильному пути.

¬ самом деле, как сладко мог бы раскрыть эту тему какой-нибудь пошлый реалист! ƒевицы с южного берега! Ќю! “ут тебе и кофе с молоком, и клубника со сливками! ѕередки, задки, прелестные бока и скрипичные округлости бедер! ќп€ть же Ц среди щедрых южных плодов! ”х! јх! ћиллион франков в базарный день и место в Ћувре!

ј что мы видим на картине, товарищи? —ветотень и перспектива отсутствуют в принципе. »з€щные пропорции похоронены под скоплением треугольных сисек и едва ли не квадратных лиц! ј сид€ща€ девушка (девушка ли?) изображена совсем уж враскор€чку, и спереди и сзади! Ёто позор! √де ¬ы учились, господин ѕикассо? ¬ы, наверное, пидарас? (јх, пардон, последн€€ реплика, от Ќикиты —ергеевича ’рущева была высказана лет на п€тьдес€т позже)

  слову сказать, те, кто думают, что ѕикассо оригинальничал от неумени€, таки ошибаютс€. –исовал он классно. ћог и так, а мог и этак. Ќо, как показывала современна€ ему жизнь, на прилежном ремесле много не заработаешь. Ќадо рвать горизонты, сознание и шаблоны заскучавшей публики. ќн и порвал их всех, словно молодой зубастый “узик резиновую грелку.

 стати, общественное мнение уже было готово к такому культурному шоку. ‘ранци€ тех времен была колониальной империей, контролировавшей западную половину јфрики и несколько роскошных тихоокеанских островов. јх, “аити! »з этих мест военные и путешественники, а также военные путешественники привозили разнообразные сувениры, в том числе и образцы дикарской культуры: маски, бусы, набедренные пов€зки и фотографии дикарей и дикарок, которые и без этих пов€зок выгл€дели шикарно. јфрика и ќкеани€ вошли в моду, как раньше вошел в моду ¬осток-Orient.

ј искусство Ђдикарейї демонстрировало простоту форм. ¬ыразительность этих простых форм уже становилось общим местом в разговорах искусствоведов. ƒа и публика была с этим согласна. “ак что кубистические картины ѕикассо и его друзей были опасным экспериментом по внедрению базисных форм в художественный обиход. ќпасным экспериментом, который все же удалс€. Ќа художников обратили внимание. »х дикарские произведени€ стали покупать.

ƒа, и прозвище этим юным дикар€м от из€щного искусства придумал тот же журналист Ћуи ¬оксель, который уже дал прозвище фовистам. –ецензиру€ выставку ∆.Ѕрака, он назвал новое художественное направление игрой. »грой в кубики.

’от€ практику относительности цветов и формы начал осваивать уже великий ѕ.—езанн. Ёто на его картинах впервые зрители увидели необычные цвета и странные формы. ƒо треугольной груши, конечно, у —езанна не дошло, но один и тот же предмет с нескольких ракурсов он рисовал. » сводить любой предмет к сочетанию цилиндра, шара и конуса тоже он начал.

» если уж говорить о рисовании одного предмета с нескольких ракурсов, то экспериментировать здесь еще раньше начал русский художник ¬.».—уриков. ќн писал большие по размеру картины. ÷еликом рассмотреть такую картину было сложно, и —уриков как бы разбивал большую картину на несколько частей.  ажда€ картина имела свою перспективу и свою центральную точку. Ќо дл€ того, чтобы увидеть эти чудеса у —урикова, надо в его картины вгл€дыватьс€. ј кубисты начали подавать в открытую странные вещи, которыми занимаетс€ живопись.

ƒа, несмотр€ на всю привычность, живопись, даже сама€ кондова€, занимаетс€ вещами странными и невозможными. ќна пытаетс€ пространство уложить на плоскость. ќна пытаетс€ в одном моменте показать течение времени. ћы, благодар€ опыту воспри€ти€, привыкаем к этому с детства. » испытываем ощутимое неудобство, когда наши привычки ломают. “акое неудобство испытали воины городской стражи јмстердама, когда живописец –ембрандт, вз€вший подр€д на ежегодный групповой портрет, написал необычную картину, расставив всех полицейских не по ранжиру, а как придетс€. Ќекоторые славные реб€та оказались совсем во тьме! «ато на первом плане зачем-то (и к тому же совершенно бесплатно) по€вились городские шлюхи!  ак тут не возмутитьс€! ¬ы, наверное, пидарас, господин –ембрандт? ѕричем, в самом плохом смысле этого слова, потому что деньги за картину возвращать отказались.

»ли возвратимс€ к тому же Ќиките —ергеевичу ’рущеву, посетившему выставку авангардистов. ” него было не так много времени учитьс€ вс€ким тонким штучкам. ¬место учени€ были указани€ родной партии. ќдно из указаний (не самое, признаемс€, главное и первостепенное) было в том, что искусство принадлежит народу.  то сказал? Ћенин сказал. «начит, правильно, принадлежит. Ќароду принадлежит.

ј дальше все было по-чапаевски. ј Ћенин передвижников любил? Ћюбил! ¬от и € буду любить, ибо Ћенин не ошибалс€. ј еще Ћенину нравилась ¬енера ћилосска€. ¬от и мне она нравитс€, хот€ без рук и гола€ Ц ну просто стыдобище!

» вот после многих такого курса обучени€ из€щным искусствам, привод€т теб€ на выставку в центральном нашем выставочном зале, в ћанеже. ѕривод€т и тычут носом в какую-то голую тетку. ƒа еще сине-зеленого цвета, словно труп, прости господи. „то бы про такую сказал ¬ладимир »льич? ѕлохо бы он про нее сказал!  ак тут не взбеленитьс€?!

¬ некотором смысле кубисты возвратились к иконописи и даже к древнеегипетским рельефам. Ќа которых изображалась вс€ истори€ св€того или же там фараона. —о всей жизнью прошлой, со всеми подвигами действующего лица и даже с жизнью будущей. ќдним словом, кубисты перестали претвор€тьс€, что изображают текущее мгновение, которое прекрасно, а стали честно выдавать товар лицом. —тали изображать не видимость, а сущность. “от же неутомимый ѕикассо проговорилс€, что пишет Ђне с натуры, а подобно натуреї. “оже мне демиург! —аваоф наш из ћалаги!

» все-таки ѕабло ѕикассо сумели протащить сквозь железный занавес. ѕомогла и серьезна€ разъ€снительна€ работы при€тел€ незабвенных юных лет »льи Ёренбурга. ѕомогла и выставка в ћоскве. ѕомог и пресловутый голубь мира, и то, что у реб€т из международного отдела ÷   ѕ—— ѕикассо числилс€ прогрессивным художником и даже коммунистом. » огромна€ картина Ђ√ерникаї, нарисованна€ по следам сокрушающего налета немецкой авиации на баскский город, тоже помогла.  стати, Ђ√ерникаї это тот случай, когда лучше кубизма не покажешь ни саму бомбардировку мирного города, ни ее ужасные результаты.

 стати, сюжет протаскивани€ художника через железный занавес вполне достоин кисти какого-нибудь кубиста. ¬ крайнем случае, саркастической кисти  омара и ћеламида, маскирующихс€ под реалистов.

’от€ к моменту выставки в ћоскве, происшедшей в конце 1950-х годов, и ѕабло ѕикассо был другой, и кубизм совершенно изменилс€. » с чего бы ему не изменитьс€? ¬едь кубизм был воистину детищем двадцатого века, века кинематографа, авиации и глубоких танковых прорывов фронта противника.

 убизм буквально за три года, с 1907 по 1909, показал себ€ и завоевал своих почитателей, а главное, покупателей. ≈ще два года, с 1910 по 1912, кубисты экспериментировали, пыта€сь изобразить все и вс€. Ётот период этот искусствоведы называют аналитическим кубизмом.

«атем, совершенно по √егели, наступил третий, период развити€ кубизма, синтетический. –еб€тишки с мольбертами и палитрами разрушили Ђдо основани€ї пространство и объем. „то было теперь делать с полученными в результате простыми геометрическими элементами? ѕравильно, собирать новые конструкции, которые, скажем честно, мало напоминали исходные предметы. «ато могли так заиграть, что только держись!

«десь кубизм с одной стороны тихонько покатилс€ в сторону абсолютной абстрактной живописи и скульптуры. √де зрителю предлагали любоватьс€ игрой красок и сочетанием объемов безотносительно к содержанию произведени€. ‘орма Ц она и есть содержание!

ѕуть в другую сторону лежал к декоративности. ќвладев приемами разложени€ предмета на составные части и последующего их комбинировани€ (а главное, приучив к этим фокусам зрител€-покупател€) художники и скульпторы начали организовывать плоскости и объемы по законам красоты и сочетаемости кубистических обломков предметов. Ќадо сказать, довольно угловатых обломков.

 ак уже было сказано в начале, кубизм может вызвать у простого, неискушенного, зрител€ реальный культурный шок. Ќо дл€ художников он стал очередным классом авангардизма, который следует посетить и методы которого следует усвоить, а потом примен€ть. ћожет быть, совсем в необычных местах. ¬ –оссии кубизм так или иначе усвоили многие художники начала 20-го века. ¬ том, числе ћалевич и художники, входившие в группы ЂЅубновый валетї, Ђ—оюз молодежиї и Ђќслиный хвостї.


pro
—емен ÷ыгановский

Ќу, и без иллюстраций никак нельз€.

1. ѕ. ѕикассо. јвиньонские девицы.
2. ∆. Ѕрак. Ёстак. Ќе перепутайте! Ѕрак - художник, Ёстак - порт недалеко от ћарсел€.
3. ’. √рис.  нига, стаканы и трубка
4. ∆. Ѕрак. —крипка и подсвечник
5. ѕ. ѕикассо. “рубка, стакан и бутылка
6. ‘. Ћеже. ћатрос с баржи. ¬ообще, картины Ћеже - в высшей степени декоративны.
7. –. ƒелоне. ѕортугалка
8. ∆. Ћипшиц. јрлекин с кларнетом.
9. ѕ.ѕикассо. √ерника.  стати, в √ернике ѕикассо никогда не бывал.

pro
—емен ÷ыгановский

Ќикита —ергеевич ’рущев на выставке авангардистов учит художников, как рисовать.

top
Halida Rojkova

ј мне они нрав€тс€, их картины кажутс€ детски-наивными и загадочными одновременно. +++++

spe
¬ладислав „ерных

Ќичего так картинки, сойдут дл€ иллюстрации литературы ужасов. ћне кажетс€, нормальный мозг такого не выдумает, но творчество девиантов тоже по-своему привлекательно...

mas
≈вгений Ѕагдерин

Ќа  узнецком мосту, убива€ врем€ до встречи с при€телем в центре ћосквы, загл€нул на маленькую выставку известного отечественного колориста ‘.Ѕогородицкого. ¬первые получил урок гармонии света , цвета и эмоционального состо€ни€. ∆ивописью это назвать трудно. Ёто, больше, погружение в психологию воспри€ти€. «десь вспомнилс€ и —кр€бин с его "ѕоэмой огн€". я не в восторге от кубистов, но "если звезды зажигаютс€ значит это кому-нибудь нужно"... —тать€ очень интересна€, но по-моему слегка перегружена...

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+