icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Марк Блау
Мучают вопросы? Узнай

В чем суть идей неоплатоников?

  • 13090
  • 5

В чем суть идей неоплатоников?

Ч

Что такое неоплатонизм?

Христианство родилось на Ближнем Востоке, и первоначально распространялось оно среди людей, живущих в восточном Средиземноморье. Здесь издавна в головах варился странный компот, зачастую, из идей взаимно противоположных. Например, из мысли о покорности судьбе, бессилия перед лицом Создателя жизни и из отчаянного желания в этой земной жизни разобраться и что-то сделать по своему усмотрению. В одном учении соединилась и пронзительная история мученической смерти пророка, об этой смерти знающего заранее, навык толкования древних законов, установлений и правил, приспосабливающий их к новым реалиям, принятый у еврейских мудрецов, и разработанная древними греческими философами логика, позволяющая любое явление и любую мысль разделить на составляющие части, разложить по полочкам, и обо всем в мире иметь собственное мнение.

При этом все составляющие были и взаимно противоречивы, и взаимно необходимы. История, изложенная в Евангелии, воздействовала на чувства, привлекая новых сторонников. Связь с древними законами обеспечивала авторитет новой религии у тех, кто почитал прежнюю традицию. А логика обеспечивала правильную передачу нового учения от поколения к поколению.

Три источника и три составные части неоплатонизма

Неоплатонизм – это философия, объединяющая восточные учения с античными логическими системами. Неоплатонизм возник в 3 – 4 веках на территории Восточной Римской империи, Византии, как раз тогда, когда христианство формировалось, как единое и всеобъемлющее учение. Неоплатонизм стал философской основой христианства, сохраняя преемственность с такими гигантами философии, как Платон и Аристотель. Во многом благодаря тому, что философия этих ученых-язычников стала фундаментом христианской философии, их имена всегда почитались в христианстве, а труды изучались.

Основателем неоплатонизма является римский философ Плотин (204 — 270). То, что он был уроженцем Египта, но исповедовал древнегреческую философию, весьма характерно. Ведь, как уже было сказано, неоплатонизм – это синтез мистических учений Востока с древнегреческой логикой. Продолжателем Плотина был его ученик Порфирий (232 — 306), который, как и его учитель, родился на Востоке, в городе Тире (нынешний Ливан) воспринял как халдейскую мистику, так и древнегреческую логику, и пытался объединить их в одном учении. То есть разумно рассуждать о сверхъестественном. Ученик Порфирия, Явмлих (280 —330) развил именно учение о сверхъестественном.

Обсуждая и классифицируя мистическое учение халдейских мудрецов и Пифагора, Явмлих серьезно разработал эзотерику, положил основание «научному» рассмотрению астрологии, магии, гадания и «сверхчувственным» практикам. То есть применил научный метод (аристотелеву логику) даже к таким областям, которые научными вряд ли назовешь. Христианские и средневековые эзотерические практики так или иначе базируются на учении Явмлиха, хотя сам Явмлих был язычником. Его достижения в эзотерике вполне оправдывают его имя, которое в переводе с арамейского означает «он – царь». Ученики обращались к Ямвлиху «Божественный учитель». В качестве рассказов о практических его достижениях в общении с потусторонними силами распространялись легенды, о том, что он летал, поднимаясь в высоту до 5 метров. При этом его окружало золотистое сияние, «хашмаль», описанное в книге пророка Иезекииля (Иез 1:4). Кстати, от этого слова впоследствии произошло новое слово в иврите, обозначающее «электричество».

Три этапа развития учения

В развитии учения неоплатоников различают 3 этапа:

1. Во 2-3 веке развивался научный подход, основанный на идеалистическом учении Платона (отсюда и все название учения). Именно в этот период работали Плотин и Порфирий, логически обосновавшие процесс общения человека с божеством. Надо сказать, что основатели неоплатонизма были язычниками, но сам их подход к теологии не зависел от того, с одним или с многими богами происходит общение. Более того, все боги рассматривались, как схожие, а значит, вполне допускалась замена всего античного пантеона одним, единым Богом. Каковую замену в последствии произвело христианство.

2. В 3-4 веках неоплатонизм развивается в направлении объединения всех языческих богов и древних культов на общей основе единого эзотерического учения. В это время развиваются практическая теургия, прикладная мистика и мантика (гадания). Неоплатоники систематизировали античную мифологию, за что им от нас отдельная благодарность. Именно в это время развил свое учение Явмлих.

3. В 4-6 веках идеи неоплатоников начинают распространять на все мистические, теологические и эзотерические учения. В том числе, их начинают применять в христианском богословии.

Краткое содержание неоплатонизма

Неоплатонизм представляет собой синтез идей Платона о «чистых» сущностях материальных предметов с логикой Аристотеля и систематизацией реального мира, проведенного им же. Кроме того, неоплатоники освоили идеи Пифагора, о математической сущности мира, которые предшествовали идеям Платона и достаточно успешно включили в свою красивую систему идей египетские и халдейские религиозные практики, персидскую магию и даже идеи философии индуизма. То есть можно сказать, что они, воспользовавшись философией Платона, объединили все известные им эзотерические учения.

Основа неоплатонизма – диалектическая триада, возникшая в работах Плотина. Это триада «Единое – Ум – Душа». Над всем миром царит единый, неизреченный и непредставимый Бог – Благо – Единое. Этот Бог во многом совпадает с еврейским Богом-Создателем сущего. Единое потому и не представимо, что оно Единое и его не с чем сравнить. Но на более низкой ступени, на стадии Ума, Единое разбивается на множество идей. В совокупности эти идеи есть Единое, то есть непредставимое и непознаваемое. Но порознь и в совокупностях эти идеи вполне постигаемы и отличимы от других идей. Это – царство чистого разума, в котором действует логика Аристотеля и математика Пифагора. Здесь, в царстве Ума все величественно и красиво. Об этом Вам скажет любой математик.

Отражение Ума в чувственном, материальном, мире порождает все разнообразие объектов этого мира. Отражение мира Ума в мир чувств, образует мир Души. Именно в этом мире существуют люди.

Но не только люди существуют в мире Души. Неоплатонизм различает здесь также животных, астральных существ и даже демонов. Каждому из этих существ отводится в мироздании своя область, своя сфера.

В результате развития в течение нескольких последовательных столетий неоплатонизм преобразовался в хорошо организованную строгую философскую систему, хорошо подходящую для описания самых разнообразных сторон жизни. Людей с философским складом ума завораживала эта стройность, строгость и всеобщность. Людей склада чувственного, поэтического, поражали тайны и загадки, скрытые в системе мира неоплатоников. В сферах скрывались таинственные существа, с которыми можно было взаимодействовать, приказывать им совершать те или иные действия, а эти действия сказывались на ходе событий в нашем мире. Волшебство! Колдовство!! Магия!!!

Поношение и вознесение

Неоплатонизм оставался философией языческой. Поэтому в 529 году император Юстиниан запретил изучение и преподавание языческой философии. Платон, платонизм и неоплатонизм были преданы проклятию на очередном Вселенском церковном соборе. О, как это понятно, и я бы даже сказал, близко людям, выросшим при советской власти!

Впрочем, неоплатонизм выжил, потому что, как уже было сказано, он хорошо вписывался в идею монотеизма. Или вернее, идея монотеизма следовала из этой философской системы. А система, как тоже было сказано получалась величественная и красивая. Поэтому все монотеистические религии стали использовать неоплатонизм в качестве строительного материала для своих философских систем. Таким образом неоплатонизм оказал большое влияние на развитие арабской и христианской философии.

Христианский неоплатонизм получил свое развитие в трудах таких философов, как Ориген, Василий Великий, Григорий Нисский, Блаженный Августин. Уже в 9-м веке неоплатонизм оказался хорошо вписанным в структуру христианской онтологии и догматики. В рамках христианской догматики неоплатонизм выжил до конца средневековья, оставаясь не только одним из идеологических источников христианства, но и воспламеняя сознание многих мыслителей и ученых.

В 19-м веке на базе неоплатонизма произошел скачок в развитии немецкой идеалистической философии. Собственно говоря, Гегель первым последовательно и адекватно изложил содержание неоплатонизма в своей «Истории философии». А те, кому – не дай Бог – довелось изучать диалектику того же Гегеля, мог убедиться на своем горьком опыте, что дело товарища Плотина живет и побеждает.

pro
Семен Цыгановский

В Израиле "Хеврат хашмаль" - электрическая компания. О происхождении слова "хашмаль" никогда не задумывался. Спасибо за информацию.

spe
Ольга Каширская

Какая серьезная статья и столько забытой после учебы в институте информации )

pro
Тамара Меркулова

Вообще-то попытки неоплатоников, особенно Явмлиха, это начало НИИЧАВО - рационально думать о нерациональном.

top
Halida Rojkova

Помню в университете профессор читал нам лекцию о неоплатониках - было интересно, но в голове почему-то не осело. Наверное, весна помешала :)

spe
Владислав Черных

Честно говоря, не знал, да ещё и забыл ))) В моих насквозь рациональных мозгах религия с философией не задерживаются, хотя не отрицаю, что где-то и когда-то от них бывала и может быть польза.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+