icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
ћарк Ѕлау
ћучают вопросы? ”знай

¬ чем суть идей неоплатоников?

  • 12080
  • 5

¬ чем суть идей неоплатоников?

„то такое неоплатонизм?

’ристианство родилось на Ѕлижнем ¬остоке, и первоначально распростран€лось оно среди людей, живущих в восточном —редиземноморье. «десь издавна в головах варилс€ странный компот, зачастую, из идей взаимно противоположных. Ќапример, из мысли о покорности судьбе, бессили€ перед лицом —оздател€ жизни и из отча€нного желани€ в этой земной жизни разобратьс€ и что-то сделать по своему усмотрению. ¬ одном учении соединилась и пронзительна€ истори€ мученической смерти пророка, об этой смерти знающего заранее, навык толковани€ древних законов, установлений и правил, приспосабливающий их к новым реали€м, прин€тый у еврейских мудрецов, и разработанна€ древними греческими философами логика, позвол€юща€ любое €вление и любую мысль разделить на составл€ющие части, разложить по полочкам, и обо всем в мире иметь собственное мнение.

ѕри этом все составл€ющие были и взаимно противоречивы, и взаимно необходимы. »стори€, изложенна€ в ≈вангелии, воздействовала на чувства, привлека€ новых сторонников. —в€зь с древними законами обеспечивала авторитет новой религии у тех, кто почитал прежнюю традицию. ј логика обеспечивала правильную передачу нового учени€ от поколени€ к поколению.

“ри источника и три составные части неоплатонизма

Ќеоплатонизм Ц это философи€, объедин€юща€ восточные учени€ с античными логическими системами. Ќеоплатонизм возник в 3 Ц 4 веках на территории ¬осточной –имской империи, ¬изантии, как раз тогда, когда христианство формировалось, как единое и всеобъемлющее учение. Ќеоплатонизм стал философской основой христианства, сохран€€ преемственность с такими гигантами философии, как ѕлатон и јристотель. ¬о многом благодар€ тому, что философи€ этих ученых-€зычников стала фундаментом христианской философии, их имена всегда почитались в христианстве, а труды изучались.

ќснователем неоплатонизма €вл€етс€ римский философ ѕлотин (204 Ч 270). “о, что он был уроженцем ≈гипта, но исповедовал древнегреческую философию, весьма характерно. ¬едь, как уже было сказано, неоплатонизм Ц это синтез мистических учений ¬остока с древнегреческой логикой. ѕродолжателем ѕлотина был его ученик ѕорфирий (232 Ч 306), который, как и его учитель, родилс€ на ¬остоке, в городе “ире (нынешний Ћиван) восприн€л как халдейскую мистику, так и древнегреческую логику, и пыталс€ объединить их в одном учении. “о есть разумно рассуждать о сверхъестественном. ”ченик ѕорфири€, явмлих (280 Ч330) развил именно учение о сверхъестественном.

ќбсужда€ и классифициру€ мистическое учение халдейских мудрецов и ѕифагора, явмлих серьезно разработал эзотерику, положил основание Ђнаучномуї рассмотрению астрологии, магии, гадани€ и Ђсверхчувственнымї практикам. “о есть применил научный метод (аристотелеву логику) даже к таким област€м, которые научными вр€д ли назовешь. ’ристианские и средневековые эзотерические практики так или иначе базируютс€ на учении явмлиха, хот€ сам явмлих был €зычником. ≈го достижени€ в эзотерике вполне оправдывают его им€, которое в переводе с арамейского означает Ђон Ц царьї. ”ченики обращались к ямвлиху ЂЅожественный учительї. ¬ качестве рассказов о практических его достижени€х в общении с потусторонними силами распростран€лись легенды, о том, что он летал, поднима€сь в высоту до 5 метров. ѕри этом его окружало золотистое си€ние, Ђхашмальї, описанное в книге пророка »езекиил€ (»ез 1:4).  стати, от этого слова впоследствии произошло новое слово в иврите, обозначающее Ђэлектричествої.

“ри этапа развити€ учени€

¬ развитии учени€ неоплатоников различают 3 этапа:

1. ¬о 2-3 веке развивалс€ научный подход, основанный на идеалистическом учении ѕлатона (отсюда и все название учени€). »менно в этот период работали ѕлотин и ѕорфирий, логически обосновавшие процесс общени€ человека с божеством. Ќадо сказать, что основатели неоплатонизма были €зычниками, но сам их подход к теологии не зависел от того, с одним или с многими богами происходит общение. Ѕолее того, все боги рассматривались, как схожие, а значит, вполне допускалась замена всего античного пантеона одним, единым Ѕогом.  аковую замену в последствии произвело христианство.

2. ¬ 3-4 веках неоплатонизм развиваетс€ в направлении объединени€ всех €зыческих богов и древних культов на общей основе единого эзотерического учени€. ¬ это врем€ развиваютс€ практическа€ теурги€, прикладна€ мистика и мантика (гадани€). Ќеоплатоники систематизировали античную мифологию, за что им от нас отдельна€ благодарность. »менно в это врем€ развил свое учение явмлих.

3. ¬ 4-6 веках идеи неоплатоников начинают распростран€ть на все мистические, теологические и эзотерические учени€. ¬ том числе, их начинают примен€ть в христианском богословии.

 раткое содержание неоплатонизма

Ќеоплатонизм представл€ет собой синтез идей ѕлатона о Ђчистыхї сущност€х материальных предметов с логикой јристотел€ и систематизацией реального мира, проведенного им же.  роме того, неоплатоники освоили идеи ѕифагора, о математической сущности мира, которые предшествовали иде€м ѕлатона и достаточно успешно включили в свою красивую систему идей египетские и халдейские религиозные практики, персидскую магию и даже идеи философии индуизма. “о есть можно сказать, что они, воспользовавшись философией ѕлатона, объединили все известные им эзотерические учени€.

ќснова неоплатонизма Ц диалектическа€ триада, возникша€ в работах ѕлотина. Ёто триада Ђ≈диное Ц ”м Ц ƒушаї. Ќад всем миром царит единый, неизреченный и непредставимый Ѕог Ц Ѕлаго Ц ≈диное. Ётот Ѕог во многом совпадает с еврейским Ѕогом-—оздателем сущего. ≈диное потому и не представимо, что оно ≈диное и его не с чем сравнить. Ќо на более низкой ступени, на стадии ”ма, ≈диное разбиваетс€ на множество идей. ¬ совокупности эти идеи есть ≈диное, то есть непредставимое и непознаваемое. Ќо порознь и в совокупност€х эти идеи вполне постигаемы и отличимы от других идей. Ёто Ц царство чистого разума, в котором действует логика јристотел€ и математика ѕифагора. «десь, в царстве ”ма все величественно и красиво. ќб этом ¬ам скажет любой математик.

ќтражение ”ма в чувственном, материальном, мире порождает все разнообразие объектов этого мира. ќтражение мира ”ма в мир чувств, образует мир ƒуши. »менно в этом мире существуют люди.

Ќо не только люди существуют в мире ƒуши. Ќеоплатонизм различает здесь также животных, астральных существ и даже демонов.  аждому из этих существ отводитс€ в мироздании сво€ область, сво€ сфера.

¬ результате развити€ в течение нескольких последовательных столетий неоплатонизм преобразовалс€ в хорошо организованную строгую философскую систему, хорошо подход€щую дл€ описани€ самых разнообразных сторон жизни. Ћюдей с философским складом ума завораживала эта стройность, строгость и всеобщность. Ћюдей склада чувственного, поэтического, поражали тайны и загадки, скрытые в системе мира неоплатоников. ¬ сферах скрывались таинственные существа, с которыми можно было взаимодействовать, приказывать им совершать те или иные действи€, а эти действи€ сказывались на ходе событий в нашем мире. ¬олшебство!  олдовство!! ћаги€!!!

ѕоношение и вознесение

Ќеоплатонизм оставалс€ философией €зыческой. ѕоэтому в 529 году император ёстиниан запретил изучение и преподавание €зыческой философии. ѕлатон, платонизм и неоплатонизм были преданы прокл€тию на очередном ¬селенском церковном соборе. ќ, как это пон€тно, и € бы даже сказал, близко люд€м, выросшим при советской власти!

¬прочем, неоплатонизм выжил, потому что, как уже было сказано, он хорошо вписывалс€ в идею монотеизма. »ли вернее, иде€ монотеизма следовала из этой философской системы. ј система, как тоже было сказано получалась величественна€ и красива€. ѕоэтому все монотеистические религии стали использовать неоплатонизм в качестве строительного материала дл€ своих философских систем. “аким образом неоплатонизм оказал большое вли€ние на развитие арабской и христианской философии.

’ристианский неоплатонизм получил свое развитие в трудах таких философов, как ќриген, ¬асилий ¬еликий, √ригорий Ќисский, Ѕлаженный јвгустин. ”же в 9-м веке неоплатонизм оказалс€ хорошо вписанным в структуру христианской онтологии и догматики. ¬ рамках христианской догматики неоплатонизм выжил до конца средневековь€, остава€сь не только одним из идеологических источников христианства, но и воспламен€€ сознание многих мыслителей и ученых.

¬ 19-м веке на базе неоплатонизма произошел скачок в развитии немецкой идеалистической философии. —обственно говор€, √егель первым последовательно и адекватно изложил содержание неоплатонизма в своей Ђ»стории философииї. ј те, кому Ц не дай Ѕог Ц довелось изучать диалектику того же √егел€, мог убедитьс€ на своем горьком опыте, что дело товарища ѕлотина живет и побеждает.

pro
—емен ÷ыгановский

¬ »зраиле "’еврат хашмаль" - электрическа€ компани€. ќ происхождении слова "хашмаль" никогда не задумывалс€. —пасибо за информацию.

spe
ќльга  аширска€

 ака€ серьезна€ стать€ и столько забытой после учебы в институте информации )

pro
“амара ћеркулова

¬ообще-то попытки неоплатоников, особенно явмлиха, это начало Ќ»»„ј¬ќ - рационально думать о нерациональном.

top
Halida Rojkova

ѕомню в университете профессор читал нам лекцию о неоплатониках - было интересно, но в голове почему-то не осело. Ќаверное, весна помешала :)

spe
¬ладислав „ерных

„естно говор€, не знал, да ещЄ и забыл ))) ¬ моих насквозь рациональных мозгах религи€ с философией не задерживаютс€, хот€ не отрицаю, что где-то и когда-то от них бывала и может быть польза.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+