В этом смысле разум человека может оказаться серьезным препятствием к достижению правильного жизненного поведения. Думается, человек был бы более счастливым, не будь у него такого развитого разума. Вряд ли жил бы этот «человек не разумный» более комфортно или более сытно. Но уж всякие мысли о том, зачем он живет на свете, и есть ли в его бытии какой-либо смысл, его неразумную башку бы не посещали. А посему был бы сей «homo non sapiens» весел и доволен весь недлинный срок своей жизни.
Но нету чудес, и мечтать о них нечего. Поэтому вопрос о смысле жизни (или о сущности бытия человеческого), так или иначе, встает перед каждым человеком. Более того, ответ на этот вопрос единого и единственного решения не имеет. А посему является предметом науки, которая привыкла рассуждать обо всем вообще и ставить глобальные проблемы, не особенно заботясь их разрешением. То есть, философии.
Философия же (и недалеко ушедшая от нее теология) дает ответ на этот вопрос, во многом зависящий от веры человека в те или иные главные истины. Помнится, в отрочестве с одной подругой мы обсуждали не менее вечный вопрос: «Есть ли в жизни любовь?» На что подруга выдала мне: «Если веришь в любовь, то и будет она у тебя в жизни, а не веришь – не обессудь» Ответ тогда показался мне многомудрым и правильным, а сейчас у меня иное мнение. Но ведь и я сейчас другая, чем много лет тому назад!
Вопрос о смысле жизни упирается не только в трудно определяемое понятие Божественной воли (или законов Природы). Согласно большинству философских / теологических учений, чтобы жить правильно, следует жить в согласии с велением Бога (или же в соответствии с законами Природы). И в этом случае будет человеку счастье.
Можно сформулировать чуток по-другому. Правильная жизнь, соответствующая ее смыслу – суть жизнь счастливая.
Об этом, конечно, тоже можно спорить. Тем более, что счастье – очень плохо определяемое понятие. Лучше всего, думается, определил его писатель А.Гайдар, написав «что такое счастье, каждый понимал по-своему».
Поскольку в течение длительного времени бОльшая часть общественного опыта аккумулировалась в виде религиозного мировоззрения, с древних веков и вплоть до эпохи Просвещения в Европе смыслом жизни считалось следование тем или иным религиозным воззрениям, которые обычно исповедовали предки. Логика была довольно простая. Предки следовали велениям религии и выжили и принесли потомство (это ли не счастье?) Значит, и нынешнему поколению следует идти по тому же пути и следовать тем же религиозным требованиям. В разных религиях за послушание в этом мире обещалась вечная (в разных смыслах) жизнь по окончании земного существования. Тут тебе и достаточно простая картина рая у мусульман или у христиан. Тут тебе и весьма хорошо разработанная в индуизме и в буддизме система перехода со ступени на ступень при каждой последующей реинкарнации вплоть до полной аннигиляции, что считается счастьем.
В 18-м веке начали появляться и иные концепции. Например, утверждение об отсутствии в жизни какого-либо смысла. Или о существовании некоторой мировой воли, которая определяет наш путь, не слишком вдаваясь в то, что мы думаем о смысле бытия. Так сказать, «волочит» нас по жизни, взяв за шиворот. Из всего этого следовали разные, часто взаимно противоположные выводы. Либо отречься от земной суеты и удовольствий, для того, чтобы жить «правильно». Либо, наоборот, подчиняться всем нашим инстинктам и желаниям, потому что человек так «запрограммирован», что стремясь к собственным удовольствиям, он выполняет некоторую волю высшей силы, управляющей не только людьми, но и всем миром.
В 19-м же веке возникла концепция о том, что поскольку человек обладает разумом, так же, как и другие люди, возможно построить правильную жизнь на основе всеобщего согласия и научных данных о внешнем мире. Но оказалось, что вера в научное управление обществом была не вполне обоснована, а верховное руководство не оказалось ни научным, ни разумным, ни даже в минимальной степени вменяемым.
Какой же практический вывод можно сделать, изучив десятки философских и теологических теорий о том, в чем состоит смысл жизни?
Ну, во-первых, приходим к выводу, что одного-единственного ответа нет и быть не может. Все люди разные, и жизнь воспринимают по-разному. А значит, и смысл своего существования видят в разном. Более того, даже один человек видит этот смысл разным в зависимости от возраста.
Какой из этого вывод? Свои представления о смысле жизни следует периодически пересматривать. Приблизительно раз в восемь лет. Почему? Потому что за восемь лет в теле происходит полный обмен веществ. Через восемь лет – человек уже новый, хотя, кажется, что почти не изменился.
Во-вторых, следует ориентироваться на понятия о смысле жизни родных и близких. То, что подходит им, скорее всего (чисто по биологическим причинам) подойдет и тебе. Особенно плохо это понимаешь в молодости, когда, кажется, сил хватит на все, все дороги открыты, и хочется попробовать все.
В-третьих, менее всего следует советоваться о том, в чем смысл жизни, с философами и – особенно – с политиками. Философы – мастера иметь мозги, а политики – не меньшие мастера поиметь того, кто им поверит. Так что если какой-нибудь мужичок залазит на броневичок и оттуда завет вперед, к светлой цели, его следует немедленно согнать с броневичка. А если не получится – отойти от вдохновенного оратора подальше.
В-четвертых, следует самому воздерживаться от агитации за то понимание смысла жизни, которое ты считаешь верным и правильным. Смысл жизни – понятие во многом интимное.
Ну, и наконец, в пятых. Жизнь должна доставлять удовольствие. Посему и смысл жизни должен быть не суровым, а веселым. Не загоняй свое живое и живущее тело в корсет абстрактных идей. Один из ответов на вопрос о том, в чем смысл жизни, формулируется коротко и, казалось бы, тавтологично:
Смысл жизни состоит в том, чтобы жить.
Совсем не глупо, если вдуматься. Не правда ли?