icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
“амара ћеркулова
ѕсихологи€

¬ чем смысл жизни?

  • 6382
  • 7

¬ чем смысл жизни?

“е, кто учил в древне-советские годы марксистско-ленинскую философию (Ѕоже ж мой, какой только начинкой ни фаршировали наши юные головы!) помнит такую штучку, как Ђосновной вопрос философииї. Ќадо сказать, что вопрос о смысле жизни тесно св€зан с тем, что можно было бы назвать Ђосновным вопросом теологииї. ¬се религии, так или иначе, сталкиваютс€ с главным и серьезным противоречием: между Ѕожьей волей, котора€ Ђведетї человека к некоторой цели и между свободой воли этого самого человека, котора€ позвол€ет ему (в некоторых пределах) нарушать Ѕожью волю и поступать по своему разумению.

¬ этом смысле разум человека может оказатьс€ серьезным преп€тствием к достижению правильного жизненного поведени€. ƒумаетс€, человек был бы более счастливым, не будь у него такого развитого разума. ¬р€д ли жил бы этот Ђчеловек не разумныйї более комфортно или более сытно. Ќо уж вс€кие мысли о том, зачем он живет на свете, и есть ли в его бытии какой-либо смысл, его неразумную башку бы не посещали. ј посему был бы сей Ђhomo non sapiensї весел и доволен весь недлинный срок своей жизни.

Ќо нету чудес, и мечтать о них нечего. ѕоэтому вопрос о смысле жизни (или о сущности быти€ человеческого), так или иначе, встает перед каждым человеком. Ѕолее того, ответ на этот вопрос единого и единственного решени€ не имеет. ј посему €вл€етс€ предметом науки, котора€ привыкла рассуждать обо всем вообще и ставить глобальные проблемы, не особенно забот€сь их разрешением. “о есть, философии.

‘илософи€ же (и недалеко ушедша€ от нее теологи€) дает ответ на этот вопрос, во многом завис€щий от веры человека в те или иные главные истины. ѕомнитс€, в отрочестве с одной подругой мы обсуждали не менее вечный вопрос: Ђ≈сть ли в жизни любовь?ї Ќа что подруга выдала мне: Ђ≈сли веришь в любовь, то и будет она у теб€ в жизни, а не веришь Ц не обессудьї ќтвет тогда показалс€ мне многомудрым и правильным, а сейчас у мен€ иное мнение. Ќо ведь и € сейчас друга€, чем много лет тому назад!

¬опрос о смысле жизни упираетс€ не только в трудно определ€емое пон€тие Ѕожественной воли (или законов ѕрироды). —огласно большинству философских / теологических учений, чтобы жить правильно, следует жить в согласии с велением Ѕога (или же в соответствии с законами ѕрироды). » в этом случае будет человеку счастье.

ћожно сформулировать чуток по-другому. ѕравильна€ жизнь, соответствующа€ ее смыслу Ц суть жизнь счастлива€.

ќб этом, конечно, тоже можно спорить. “ем более, что счастье Ц очень плохо определ€емое пон€тие. Ћучше всего, думаетс€, определил его писатель ј.√айдар, написав Ђчто такое счастье, каждый понимал по-своемуї.

ѕоскольку в течение длительного времени бќльша€ часть общественного опыта аккумулировалась в виде религиозного мировоззрени€, с древних веков и вплоть до эпохи ѕросвещени€ в ≈вропе смыслом жизни считалось следование тем или иным религиозным воззрени€м, которые обычно исповедовали предки. Ћогика была довольно проста€. ѕредки следовали велени€м религии и выжили и принесли потомство (это ли не счастье?) «начит, и нынешнему поколению следует идти по тому же пути и следовать тем же религиозным требовани€м. ¬ разных религи€х за послушание в этом мире обещалась вечна€ (в разных смыслах) жизнь по окончании земного существовани€. “ут тебе и достаточно проста€ картина ра€ у мусульман или у христиан. “ут тебе и весьма хорошо разработанна€ в индуизме и в буддизме система перехода со ступени на ступень при каждой последующей реинкарнации вплоть до полной аннигил€ции, что считаетс€ счастьем.

¬ 18-м веке начали по€вл€тьс€ и иные концепции. Ќапример, утверждение об отсутствии в жизни какого-либо смысла. »ли о существовании некоторой мировой воли, котора€ определ€ет наш путь, не слишком вдава€сь в то, что мы думаем о смысле быти€. “ак сказать, Ђволочитї нас по жизни, вз€в за шиворот. »з всего этого следовали разные, часто взаимно противоположные выводы. Ћибо отречьс€ от земной суеты и удовольствий, дл€ того, чтобы жить Ђправильної. Ћибо, наоборот, подчин€тьс€ всем нашим инстинктам и желани€м, потому что человек так Ђзапрограммированї, что стрем€сь к собственным удовольстви€м, он выполн€ет некоторую волю высшей силы, управл€ющей не только людьми, но и всем миром.

¬ 19-м же веке возникла концепци€ о том, что поскольку человек обладает разумом, так же, как и другие люди, возможно построить правильную жизнь на основе всеобщего согласи€ и научных данных о внешнем мире. Ќо оказалось, что вера в научное управление обществом была не вполне обоснована, а верховное руководство не оказалось ни научным, ни разумным, ни даже в минимальной степени вмен€емым.

 акой же практический вывод можно сделать, изучив дес€тки философских и теологических теорий о том, в чем состоит смысл жизни?

Ќу, во-первых, приходим к выводу, что одного-единственного ответа нет и быть не может. ¬се люди разные, и жизнь воспринимают по-разному. ј значит, и смысл своего существовани€ вид€т в разном. Ѕолее того, даже один человек видит этот смысл разным в зависимости от возраста.

 акой из этого вывод? —вои представлени€ о смысле жизни следует периодически пересматривать. ѕриблизительно раз в восемь лет. ѕочему? ѕотому что за восемь лет в теле происходит полный обмен веществ. „ерез восемь лет Ц человек уже новый, хот€, кажетс€, что почти не изменилс€.

¬о-вторых, следует ориентироватьс€ на пон€ти€ о смысле жизни родных и близких. “о, что подходит им, скорее всего (чисто по биологическим причинам) подойдет и тебе. ќсобенно плохо это понимаешь в молодости, когда, кажетс€, сил хватит на все, все дороги открыты, и хочетс€ попробовать все.

¬-третьих, менее всего следует советоватьс€ о том, в чем смысл жизни, с философами и Ц особенно Ц с политиками. ‘илософы Ц мастера иметь мозги, а политики Ц не меньшие мастера поиметь того, кто им поверит. “ак что если какой-нибудь мужичок залазит на броневичок и оттуда завет вперед, к светлой цели, его следует немедленно согнать с броневичка. ј если не получитс€ Ц отойти от вдохновенного оратора подальше.

¬-четвертых, следует самому воздерживатьс€ от агитации за то понимание смысла жизни, которое ты считаешь верным и правильным. —мысл жизни Ц пон€тие во многом интимное.

Ќу, и наконец, в п€тых. ∆изнь должна доставл€ть удовольствие. ѕосему и смысл жизни должен быть не суровым, а веселым. Ќе загон€й свое живое и живущее тело в корсет абстрактных идей. ќдин из ответов на вопрос о том, в чем смысл жизни, формулируетс€ коротко и, казалось бы, тавтологично:

—мысл жизни состоит в том, чтобы жить.

—овсем не глупо, если вдуматьс€. Ќе правда ли?


mas
ћарк Ѕлау

ћолодец, “амара. — такой темой легко скатитьс€ в нудное поучательство. ј ¬ы закончили довольно из€щно.

top
Halida Rojkova

ј картинка-то верно отражает суть жизни! “ома о вечном, а нужно ли но люд€м?!

spe
¬ладислав „ерных

ѕока что все за то, что с точки зрени€ мироздани€ жизнь - это случайный артефакт, имеющий место лишь в одном месте ¬селенной.  огда вы€снитс€, что она не единична, тогда, может быть, и приблизимс€ к ответу...

pro
—емен ÷ыгановский

¬ладислав, те, кто вер€т в —оздател€, как раз и упирают на единичность человека. Ќет больше другого такого создани€ в бесконечной ¬селенной.  ак сие объ€снить? “олько тем, что человек (и весь мир, как следствие) сотворен Ѕогом.

spe
≈вгени€ –адченко

»нтересна€ теори€ про обновление каждые 8 лет, ни разу не встречала. «адумалась по этому поводу. ћировоззрение точно мен€етс€ с течением времени. ¬ том числе взгл€ды на смысл жизни.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+