icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Культура и искусство

В чем притягательность музыки Бетховена?

  • 92
  • 1

В чем притягательность музыки Бетховена?

О
Один ученик музыкальной школы назвал Людвига ванн Бетховена «революционером»… как же возмущена была преподавательница! В сущности, она была вынуждена признаться самой себе в том, что потерпела поражение в неравной схватке с тем, что принято «пропагандой»!

Конечно же, революционером Л.Бетховен не являлся. Он не сражался на баррикадах и тем более – никого не отправил на гильотину. Впрочем, утверждать, что Французская революция совсем уж не оказала на него никакого влияния, было бы неверно… но ведь К.Лядов был современником революции – но назвать этого композитора «революционером» никому не придет в голову: от грозных событий своей эпохи он «прятался» в хрупком и изящном мире сказок и фантазий…

Л.Бетховену же интонации песен Французской революции (наличие которых в его мелодизме тоже отрицать нельзя) оказались близки потому, что он с полным правом мог бы подписаться под словами И.В.Гёте: «Человеком был я в мире – это значит, был борцом». В сущности, борьбой была вся его жизнь… задолго до того как развернулась самая известная драма композитора – потеря слуха, самая ужасная инвалидность для музыканта…

Самый главный парадокс судьбы композитора в том, что отец его – пьяница, загубивший собственный музыкальный талант – хотел видеть его музыкантом-вундеркиндом и сделал все, чтобы мальчик возненавидел музыку: он мог разбудить ребенка среди ночи и, забыв, что у него повреждена рука, заставить играть перед пьяными дружками… Людвиг музыку не возненавидел…

А разве не были борьбой постоянные неудачи в личной жизни? Была ли тому причиной бедность, обычная для музыкантов – или все тот же характер «борца»? Одна из таких неудач породила, пожалуй, самое известное его фортепианное произведение, по недоразумению названное «Лунной сонатой»… К слову, одна моя коллега сделала примечательное открытие: оказывается, сложившая традиция исполнения первой ее части не соответствует тому, что написал Л.Бетховен – в действительности ее следует исполнять вдвое быстрее! И тогда уже никому не придет в голову мысль о лунной ночи – только боль, только отчаяние, ищущее выхода со страшным усилием… Наверное, именно это и мог написать мужчина-борец, отвергнутый любимой женщиной!

Самая известная широкой публике часть творчества Л.Бетховена – это, конечно, симфонии, которые по своему языку ближе всего стоят к «музыке площадей». На втором месте – фортепианные сонаты, увертюры. Но ведь это далеко не все! Знаете ли вы, что Л.Бетховен написал оперу? Она называется «Фиделио» (ставится и в другой редакции под заглавием «Леонора») – и, конечно, повествует о борце против тирании и его верной возлюбленной. Слышали ли вы его квартеты или вокальный цикл «К далекой возлюбленной»? Или те же симфонические увертюры: более известен «Эгмонт», воплощающий идею, в первую очередь ассоциирующуюся с Л.Бетховеном – «От мрака к свету, от борьбы к победе»… но лично я больше люблю другую увертюру – «Кориолан»: мятущееся усилие, направленное в никуда, распадающаяся под тяжестью собственной гордыни мелодия… да, бетховенский герой бывает и таким! Бывает он и счастливым – как в медленной части «Патетической» сонаты, и влюбленным, и страдающим, и скорбящим – как во второй части Седьмой симфонии… но всегда он остается сильным! Даже в лирике это чувствуется – точнее сказать, чувствуется в особенности: легко быть сильным в бою, на баррикадах – но попробуй оставаться сильным, заглянув в глубины собственной души!

Возможно, эта сила и привлекает нас в творениях Л.Бетховена… ведь нам часто не хватает ее – не хватает решимости «встать и идти дальше», что бы ни ожидало нас впереди, в очередном поединке с судьбой. Потому и не перестанем мы слушать музыку Л.Бетховена – не «революционера», но «борца».

tra
Юлия Иванова

обожаю его музыку! Правда сама играть никогда не любила, тяжеловато произведения гения даются детям!)

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+