icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
 ультура и искусство

¬ чем прит€гательность музыки Ѕетховена?

  • 310
  • 1

¬ чем прит€гательность музыки Ѕетховена?

ќ
ќдин ученик музыкальной школы назвал Ћюдвига ванн Ѕетховена ЂреволюционеромїЕ как же возмущена была преподавательница! ¬ сущности, она была вынуждена признатьс€ самой себе в том, что потерпела поражение в неравной схватке с тем, что прин€то Ђпропагандойї!

 онечно же, революционером Ћ.Ѕетховен не €вл€лс€. ќн не сражалс€ на баррикадах и тем более Ц никого не отправил на гильотину. ¬прочем, утверждать, что ‘ранцузска€ революци€ совсем уж не оказала на него никакого вли€ни€, было бы неверноЕ но ведь  .Ћ€дов был современником революции Ц но назвать этого композитора Ђреволюционеромї никому не придет в голову: от грозных событий своей эпохи он Ђпр€талс€ї в хрупком и из€щном мире сказок и фантазийЕ

Ћ.Ѕетховену же интонации песен ‘ранцузской революции (наличие которых в его мелодизме тоже отрицать нельз€) оказались близки потому, что он с полным правом мог бы подписатьс€ под словами ».¬.√Єте: Ђ„еловеком был € в мире Ц это значит, был борцомї. ¬ сущности, борьбой была вс€ его жизньЕ задолго до того как развернулась сама€ известна€ драма композитора Ц потер€ слуха, сама€ ужасна€ инвалидность дл€ музыкантаЕ

—амый главный парадокс судьбы композитора в том, что отец его Ц пь€ница, загубивший собственный музыкальный талант Ц хотел видеть его музыкантом-вундеркиндом и сделал все, чтобы мальчик возненавидел музыку: он мог разбудить ребенка среди ночи и, забыв, что у него повреждена рука, заставить играть перед пь€ными дружкамиЕ Ћюдвиг музыку не возненавиделЕ

ј разве не были борьбой посто€нные неудачи в личной жизни? Ѕыла ли тому причиной бедность, обычна€ дл€ музыкантов Ц или все тот же характер Ђборцаї? ќдна из таких неудач породила, пожалуй, самое известное его фортепианное произведение, по недоразумению названное ЂЋунной сонатойїЕ   слову, одна мо€ коллега сделала примечательное открытие: оказываетс€, сложивша€ традици€ исполнени€ первой ее части не соответствует тому, что написал Ћ.Ѕетховен Ц в действительности ее следует исполн€ть вдвое быстрее! » тогда уже никому не придет в голову мысль о лунной ночи Ц только боль, только отча€ние, ищущее выхода со страшным усилиемЕ Ќаверное, именно это и мог написать мужчина-борец, отвергнутый любимой женщиной!

—ама€ известна€ широкой публике часть творчества Ћ.Ѕетховена Ц это, конечно, симфонии, которые по своему €зыку ближе всего сто€т к Ђмузыке площадейї. Ќа втором месте Ц фортепианные сонаты, увертюры. Ќо ведь это далеко не все! «наете ли вы, что Ћ.Ѕетховен написал оперу? ќна называетс€ Ђ‘иделиої (ставитс€ и в другой редакции под заглавием ЂЋеонораї) Ц и, конечно, повествует о борце против тирании и его верной возлюбленной. —лышали ли вы его квартеты или вокальный цикл Ђ  далекой возлюбленнойї? »ли те же симфонические увертюры: более известен ЂЁгмонтї, воплощающий идею, в первую очередь ассоциирующуюс€ с Ћ.Ѕетховеном Ц Ђќт мрака к свету, от борьбы к победеїЕ но лично € больше люблю другую увертюру Ц Ђ ориоланї: м€тущеес€ усилие, направленное в никуда, распадающа€с€ под т€жестью собственной гордыни мелоди€Е да, бетховенский герой бывает и таким! Ѕывает он и счастливым Ц как в медленной части Ђѕатетическойї сонаты, и влюбленным, и страдающим, и скорб€щим Ц как во второй части —едьмой симфонииЕ но всегда он остаетс€ сильным! ƒаже в лирике это чувствуетс€ Ц точнее сказать, чувствуетс€ в особенности: легко быть сильным в бою, на баррикадах Ц но попробуй оставатьс€ сильным, загл€нув в глубины собственной души!

¬озможно, эта сила и привлекает нас в творени€х Ћ.ЅетховенаЕ ведь нам часто не хватает ее Ц не хватает решимости Ђвстать и идти дальшеї, что бы ни ожидало нас впереди, в очередном поединке с судьбой. ѕотому и не перестанем мы слушать музыку Ћ.Ѕетховена Ц не Ђреволюционераї, но Ђборцаї.


tra
ёли€ »ванова

обожаю его музыку! ѕравда сама играть никогда не любила, т€желовато произведени€ гени€ даютс€ дет€м!)

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+