icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ћучают вопросы? ”знай

¬ чем феномен фильма Ђћеста встречи изменить нельз€ї?

  • 727
  • 4

¬ чем феномен фильма Ђћеста встречи изменить нельз€ї?

ѕ
ѕожалуй, не найдетс€ в нашей стране такого человека (кроме совсем уж юных), который не знал бы фильма Ђћесто встречи изменить нельз€ї. ѕоистине, его смело можно причислить к тем кинематографическим шедеврам, которые неизменно любимы несколькими поколени€ми Ц и это притом, что действие происходит в эпоху, уже сравнительно отдаленную от нас, и некоторые реалии (те же продуктовые карточки, из-за пропажи которых впору накладывать на себ€ руки) незнакомы и не вполне пон€тны сегодн€шним молодым люд€мЕ так в чем же секрет такого успеха, в чем Ђизюминкаї этого произведени€?

Ћитературным первоисточником фильма стало произведение братьев ¬айнеров ЂЁра милосерди€ї. ¬ советские времена книги Ц в особенности современных писателей Ц были одним из самых дефицитных товаров, и экранизации зачастую оказывались чуть ли не единственным способом познакомитьс€ с современной литературой. ѕо книгам јркади€ и √еорги€ ¬айнеров поставлено немало фильмов: Ђ√онки по вертикалиї, Ђ¬изит к ћинотавруї, а по повести ЂЋекарство дл€ Ќесме€ныї было сн€то даже два фильма Ц ЂЋекарство против страхаї и Ђ¬ход в лабиринтї.

ѕо своей жанровой природе роман ЂЁра милосерди€ї и поставленный по нему фильм Ц это детектив. „итатели и телезрители вообще люб€т детективы, ведь такой сюжет Ц это своего рода интеллектуальна€ задача, которую надо решить вместе с героем-сыщиком, и ум требует такой Ђгимнастикиї, особенно если учесть, что интеллектуальной работой зан€ты далеко не всеЕ к тому же, детективный сюжет всегда захватывает Ц всегда хочетс€ узнать, чем закончитс€Е

Ќо этот фильм можно смотреть не только дл€ того, чтобы Ђузнать, кто убилї. «десь детективный сюжет становитс€ скорее не самоцелью, а поводом поговорить о чем-то большем. ќсновна€ лини€ конфликта проходит отнюдь не по границе Ђсыщик-преступникї. — самого начала перед нами предстают два человека Ц два сильных характера, каждый из которых по-своему интересен. ќни св€заны общей целью и вроде бы Ђиграют на одной сторонеї: и √леб ∆еглов, и ¬ладимир Ўарапов Ц сотрудники уголовного розыска. Ќо это не тот классический, если не сказать Ц избитый сюжетный ход, который так люб€т в американских фильмах: опытный сыщик поучает Ђзеленогої напарника. Ўарапов Ц отнюдь не Ђзеленый юнецї, это человек, прошедший войну. Ќо о той стороне реальности, с которой ему приходитс€ иметь дело теперь Ц и с которой давно имеет дело ∆еглов Ц он действительно знает мало. ¬озможно, именно поэтому он поначалу и попадает под оба€ние ∆еглова.

∆еглов в определенной степени находитс€ в выигрышной позиции: война закончилась, опыт и навыки фронтовика Ўарапова больше не нужны Ц а Ђвойнаї с преступностью в обозримом будущем не завершитс€, и ∆еглов прекрасно знает, по каким законам ведетс€ эта война. ѕреступники не признают никаких правил Ц ни законных, ни моральных Ц и боротьс€ с ними можно только в таком же Ђстилеї, это ∆еглов усвоил хорошоЕ слишком хорошо. ѕсихолог назвал бы такое €вление профессиональной деформацией: Ђвор должен сидеть в тюрьмеї Ц и дл€ этого все средства хороши, даже не вполне законные. ¬от этого и не может прин€ть Ўарапов со своим Ђнезамасленным взгл€домї.

Ётот вопрос Ц какой должна быть цель, чтобы оправдать средства, и оправдывает ли цель средства в принципе, что способно победить зло Ц карательна€ сила или милосердие Ц ставитс€ и остаетс€ открытым на прот€жении всего фильма. Ќо ведь его неизменно ставим и решаем дл€ себ€ и мы! ѕоэтому дл€ нас так важно, как решат его герои. «ритель посто€нно должен задумыватьс€, с кем он согласен Ц с ∆егловым или с Ўараповым. — точки зрени€ законопослушного гражданина, конечно, спокойнее, если вор будет сидеть в тюрьме Ц но что, если мне завтра тоже подброс€т в карман кошелек? ќднозначного ответа на этот вопрос автор не преподносит нам в готовом виде Ц на него каждый зритель должен ответить сам, и эта нравственна€ вовлеченность удерживает внимание зрител€ намного сильнее, чем самый закрученный сюжет.

», конечно, огромную роль в успехе фильма сыграло участие такого харизматичного актера, как ¬ладимир ¬ысоцкий. Ћичное оба€ние исполнител€ роли √леба ∆еглова даже заставл€ет зрител€ Ђзакрывать глазаї на пороки персонажа Ц не Ўарапов, а именно этот далеко не положительный герой стал любимцем публики Ц настолько, что в ћ”– еще долго приходили письма, адресованные √лебу ∆еглову.


spe
ёли€ ƒворникова

—лучилось так, что сначала посмотрела фильм, а потом уже прочла книгу. „ита€, в ∆еглове видела именно ¬ысоцкого, эта роль "легла" на него просто, как идеально пошитый костюм! ѕусть даже в книге с фильмом некоторые расхождени€, значимость фильма перед книгой это нисколько не умал€ет, на мой взгл€д!

mas
ћарк Ѕлау

¬ данном случае - такое нечасто случаетс€ с экранизаци€ми - фильм живет сам по себе, а книга - сама по себе.

spe
Ћариса ѕопруга

Ёто один из моих любимых фильмов. ¬ысоцкий в нем бесподобен.  нигу тоже прочла намного позже и она совсем не произвела на мен€ впечатлени€

deb
—ветлана ќсс (“апчик)

Ќе пон€тно кто феноменальнее, √леб ∆еглов или ¬ладимир ¬ысоцкий, а может, они вдвоем создали один феномен..

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+