icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
ћарк Ѕлау
ћучают вопросы? ”знай

¬ чем феномен јллы ѕугачевой?

  • 2338
  • 9

¬ чем феномен јллы ѕугачевой?

¬
¬о времена засто€ ходил такой анекдот: Ђ то такой Ћеонид »льич Ѕрежнев? Ц ћелкий политический интриган времен великой јллы ѕугачевойї

— тех пор прошло достаточно времени, чтобы все стало на свои места и приобрело неискаженный масштаб. “еперь, похоже, можно ответить на вопрос, в чем состоит феномен јллы ѕугачевой.

Ќо сначала о том, что считать таким феноменом. ј считать таковым следует буквально взрывной рост попул€рности певицы, происшедший за очень короткий период.

Ќачало этого периода Ц победа на фестивале Ђ«олотой ќрфейї в Ѕолгарии, где јлла ѕугачева выступила с песней Ђјрлекиної (июнь 1975 года). — этого момента обычную, в общем-то, солистку ћосконцерта выпустили на всесоюзную сцену. —удьба дала 26-летней девушке шанс. Ётот шанс она использовала на 200 процентов.

ќбъективные данные дл€ успеха были налицо. ƒевушка родилась в ћоскве. «начит, не было проблем с пропиской и прочими советскими заморочками (ѕохоже, однако, что советска€ власть почила, а заморочки остались). Ѕазовое образование имелось Ц музыкальное училище им. ћ. ћ. »пполитова-»ванова. Ќе консерватори€, но вполне приличное учебное заведение. ¬ Ђнехорошихї с точки зрени€ идеологического начальства кругах юна€ јлла не тусовалась. Ќаоборот, ездила с концертными программами Ђпо просторам –одины чудеснойї и по комсомольско-молодежным стройкам. »з-за этих поездок јлла даже диплом получила с опозданием. „то еще? »сполнила несколько песен на ¬сесоюзном радио. ¬ общем, нашим, советским, была человеком јлла Ѕорисовна ѕугачева.

» фамили€ у девушки была хороша€. “ака€ фамили€ на любую афишу л€жет без того, чтобы вызывать у пом€нутого уже идеологического начальства приступ идеосинкразии.

Ѕыли и субъективные данные дл€ успеха. ’ороший голос, умение вести себ€ на сцене. ћного знакомств и друзей в концертно-артистической и музыкально-поэтической среде. ѕокровительственное отношение мэтров. » огромное, пробивное, желание славы и известности тоже было.

Ќо имелс€ еще один, решающий, фактор, благодар€ которому феномен јллы ѕугачевой сумел стать реальностью. Ётот фактор Ц публика того времени, любовь которой была завоевана артисткой. » она же, публика, в свою очередь, сделала јллу ѕугачеву такой, какой ее сегодн€ все знают.

јнекдот, в котором сравниваютс€ актриса и политический де€тель, бьет в самую точку. » актер, и политик действуют на одном поле и собирают одни и те же €годки: любовь публики. » в отношени€х с Ђмассамиї, так же как в обычных личных человеческих отношени€х, происходит взаимовли€ние. Ќе только актер/политик Ђобрабатываетї публику, пытаетс€ ей понравитьс€. ѕублика тоже очаровывает обольстител€. «аставл€ет его Ђстать таким, как € хочуї (как пела друга€ знаменита€ певица, любимица предыдущего поколени€ советских зрителей)

 акова была публика того дес€тилети€, с середины 1970-х до середины 1980-х годов, которую завоевала јлла ѕугачева? Ёто были люди среднего класса.

—ейчас таких людей в –оссии к месту и не к месту часто называют креативным классом. ¬ советское врем€ креативность была, пожалуй, самым последним качеством, которое могло пригодитьс€ дл€ подъема по карьерной лестнице. “аковой подъем обеспечивало все, что угодно, кроме знаний, умени€ и инициативы. ƒа и подъем был, в общем-то мизерный.  ак говорилось в другом анекдоте той же поры, сын полковника не сможет стать генералом, потому что у генерала есть свой сын. ƒа что там карьерный рост! ћесто жительства было сменить невозможно. »з –иги проще и дешевле было уехать в —ан-‘ранциско, чем перебратьс€ в ћоскву!

¬ сегодн€шней –оссии оп€ть к месту и не к месту поминают стабильность. Ќо уж советска€ стабильность всем стабильност€м была стабильность. » полнейша€ предсказуемость тоже имела место. ѕомнитс€, € те годы писал перспективный план снабжени€ предпри€ти€ вычислительной техникой на срок до 2005 года. ≈сли вспомнить, что в этот план записано было на полном серьезе, сейчас можно со смеха помереть. Ёх, любили в то врем€ Ђперспективно планироватьї! ¬ общем, средне жил средний класс, главным развлечением дл€ которого был телевизор.

» вот на экране телевизора возникла боева€ девка, котора€ понравилась люд€м больше, чем славные, но уже малость покрытые нафталином Ђсуперстарыї прошлых лет, от которых еще родители балдели. » песни, которые она пела, понравились, и то, как она по сцене носилась, тоже понравилось.

—овершенно неожиданно јлле ѕугачевой придумали Ђнароднуюї биографию, которой ей волей-неволей пришлось придерживатьс€.   тому времени по —оюзу было огромное количество неполных семей, которые тащили на себе матери-одиночки. ¬ общем-то неважно, как они стали одиночками, Ђпо залетуї ли, как героин€ эпического фильма Ђћосква слезам не веритї или же отца вырубил алкоголь, или еще как. “ак что и јлле ѕугачевой народна€ молва придумала типичную советскую женскую судьбу. » тут оказалось, что против воли народа не попрешь. ∆ената была в конце 1970-х годов артистка, но не афишировала этого. ƒаже песни пела соответствующие о т€желой женской одинокой доле. ƒаже в фильме, где должна была сниматьс€ у мужа-кинорежиссера, не сн€лась. ’очешь народной любви Ц будь ближе к народу!

—оветологи в дни советских праздников зорко вгл€дывались в пор€док правителей, сто€вших на ћавзолее и делали глубокомысленные выводы. —оветский народ смотрел на то, кого допустили, а кого не допустили на праздничные концерты. » тоже делали выводы.

«наете, почему –айкин не выступает на концерте во ƒворце съездов? ’отел уехать в »зраиль. ƒа нет, сам он уехать не хотел, но решил отправить туда €щик с золотом. ј вот јллку ѕугачеву тоже Ђвысокуюї сцену не выпускают. «наете почему?  огда она в прошлый раз на концерте в день милиции выступала, то на бис не вышла и сказала: Ђƒа пошли вы все в задницуї. ƒа-да, так пр€мо и сказала! ¬от ей теперь и припомнили.

“ак в советское врем€ и биографию ¬ысоцкому делали: и в лагер€х сидел, и на фронте был... јллу ѕугачеву тоже то и дело сводили то с тем, то с этим. —лухи обсуждались вполне серьезно и с большим жаром.  стати, и тут работала Ђобратна€ св€зьї: певица вела себ€ так, чтобы не давать слухам угасать. Ћучша€ реклама, однако.

–епертуар јлла ѕугачева тоже подбирала под массового зрител€. ¬ фильме Ђ»рони€ судьбыї она за кадром спела несколько песен на слова серьезных поэтов. —пела без надрыва и без крика. Ќе так как ей хотелось, но как режиссер заставил. “ут же пон€ла Ц не дл€ нее такое Ђкамерноеї,  —ѕ-шное пение. ƒл€ большинства слушателей стихи Ѕ.јхмадуллиной уж больно заумны, как их не пропой. ¬от и последовала јлла ѕугачева совету ј.—.ѕушкина о том, что поэзи€ должна быть глуповатой. ѕравильно, слова глуповатые, музыка бодренька€ и все похвалы Ц певице. Ёто совсем не значит, что песни дл€ ј. ѕугачевой писали плохие поэты и композиторы. Ќо исполнительница всегда была на первом месте. ћожно сказать, что репертуар она подбирала в тесном контакте со зрителем, при этом руководству€сь своим вкусом и своим желанием спеть ту или другую песню.

  концу 1980-х, к самому началу перестройки јлла ѕугачева была самой попул€рной певицей ———–. ¬ число ее поклонников можно было записать каждого третьего жител€ —оюза.

Ќи один эстрадный певец раньше такой известности не добивалс€. ƒаже певец англо€зычный. ƒаже ЂBeatlesї. ’от€ бы потому, что советска€ аудитори€ по численности превосходила аудиторию англо€зычную и была более монолитна в своих вкусах. ѕохоже, такого быстрого и широкого роста попул€рности больше ожидать не следует ни одному актеру, ни одному певцу. ѕочему? ƒа потому что врем€ единодуши€ и Ђединовкуси€ї прошло. “еперь не нужно всем вместе, как один человек любить ту или иную актрису, ту или иную певицу или певца. ¬се происходит по моей любимой пословице.  ому-то нравитс€ поп, кому-то попова дочка. ј кто-то предпочитает попадью. ѕублика разбежалась по своим вкусам и вкусикам. ƒл€ искусства это Ц идеал. ѕожалуй в –оссии больше уже никакому певцу или актеру не испытать такой широкой и всенародной попул€рности, какой добилась всего за несколько лет јлла ѕугачева.


spe
ёли€ ƒворникова

ƒа, не "врем€" јллы ѕугачЄвой, а "эпоха"! ќтлично написано! я бы побо€лась, что не пот€ну такую сложную тему!+++

deb
—ветлана ќсс (“апчик)

ѕугачева родилась идеалом. ≈й оставалось только его обнародовать дл€ всеобщего признани€.

top
Halida Rojkova

‘еномен - есть феномен, и добавить тут нечего!

spe
Ћариса ѕопруга

ƒама с характером, она всегда мен€ восхищала! » талантлива, спору нет

spe
ћилана √ейко

ћарк, получила огромное удовольствие от прочтени€! —пасибо! ѕишщите чаще! :)

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+