Древнего человека яйца не могли не приводить в священный трепет: твердая, «каменная» оболочка, казалось бы, лишенная каких бы то ни было признаков жизни – и вдруг из нее появляется нечто живое… вероятно, именно яйцо когда-то подсказало человеку идею зарождения жизни из неживой материи (конечно, сегодня мы знаем, что такое представление было неверным, что яйцо – тоже живая материя, но идея все-таки родилась). Жизнь ассоциировалась с системностью, иерархичностью, упорядоченностью, неживое начало – с хаосом… Так яйцо, знаменующее собой рождение живого из неживого – т.е. «порядка из хаоса» – вошло в космогонические мифы.
Мифы, где фигурирует яйцо, можно найти у многих народов. Древнеегипетские жрецы даже никогда не ели яиц – настолько священными они считались. С яйцом связывалось начало мира: бог Тот в образе птицы ибиса (по иным источникам – Великий Гоготун, божество в образе Гуся) снес яйцо, из которого родился Ра – бог Солнца.
У вавилонян из яйца, упавшего в реку Евфрат, рождается одна из главных богинь – Иштар.
Карело-финский эпос «Калевала» рассказывает о том, как утка откладывает на колене Ильматар – матери воды шесть золотых яиц и одно железное. Яйца разбиваются, и из осколков возникает небесный свод, земля и другие элементы мироздания.
В античной мифологии – в том виде, как зафиксировали ее источники – мы не найдем такой глобальной роли яйца в возникновении мира, но и там яйцо возникает при рождении чего-то или кого-то очень значительного. Примечательно, что Елена – воплощение совершенной красоты – рождается от Леды не обычным путем, а «выводится» из яйца, рожденного ее матерью после соединения с Зевсом.
Но все эти мифологические мотивы выводят нас на яйцо как символ жизни, рождения – но никак не смерти. Так как же все-таки смерть (пусть даже смерть такого отрицательного персонажа, как Кащей Бессмертный – этого «неумирающего мертвеца») оказалась в «яйце»?
Чтобы понять это, придется взглянуть на проблему жизни и смерти глазами древнего человека. А для него жизнь и смерть отнюдь не являлись взаимоисключающими понятиями. Каждый год он видел, как «умирает» зерно, как его «хоронят», бросая в землю – и как оно прорастает новой жизнью… чтобы снова умереть – и снова породить жизнь. Этот круговорот жизни и смерти представлялся бесконечным – в том числе и применительно к человеческой жизни, которая представлялась чередой смертей и рождений: чтобы родился мужчина – должен умереть мальчик, чтобы родилась женщина – должна умереть девушка…
Вот почему во всех древних культурах символы рождения, смерти и бессмертия всегда рядом и очень легко переходят друг в друга. Яйцо тоже находится в ряду таких символов – именно поэтому в народных сказках оно предстает одновременно и как «орудие бессмертия», и как «орудие смерти».