icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
»нтересные факты

” какого народа €йцо €вл€етс€ символом смерти?

  • 1271
  • 1

” какого народа €йцо €вл€етс€ символом смерти?

Ђ—мерть его в €йце!ї Ц так говоритс€ во многих русских народных сказках о  ащее Ѕессмертном. √овор€т, что не так давно дети стали понимать этот фольклорный мотив превратно Ц полага€, что страшному сказочному злодею суждено умереть от сальмонеллЄзаЕ но шутки шутками, а исследователи фольклора всегда бывают предельно серьезны, когда речь заход€т о €йце.

ƒревнего человека €йца не могли не приводить в св€щенный трепет: тверда€, Ђкаменна€ї оболочка, казалось бы, лишенна€ каких бы то ни было признаков жизни Ц и вдруг из нее по€вл€етс€ нечто живоеЕ веро€тно, именно €йцо когда-то подсказало человеку идею зарождени€ жизни из неживой материи (конечно, сегодн€ мы знаем, что такое представление было неверным, что €йцо Ц тоже жива€ матери€, но иде€ все-таки родилась). ∆изнь ассоциировалась с системностью, иерархичностью, упор€доченностью, неживое начало Ц с хаосомЕ “ак €йцо, знаменующее собой рождение живого из неживого Ц т.е. Ђпор€дка из хаосаї Ц вошло в космогонические мифы.

ћифы, где фигурирует €йцо, можно найти у многих народов. ƒревнеегипетские жрецы даже никогда не ели €иц Ц настолько св€щенными они считались. — €йцом св€зывалось начало мира: бог “от в образе птицы ибиса (по иным источникам Ц ¬еликий √оготун, божество в образе √ус€) снес €йцо, из которого родилс€ –а Ц бог —олнца.

” вавилон€н из €йца, упавшего в реку ≈вфрат, рождаетс€ одна из главных богинь Ц »штар.

 арело-финский эпос Ђ алевалаї рассказывает о том, как утка откладывает на колене »льматар Ц матери воды шесть золотых €иц и одно железное. яйца разбиваютс€, и из осколков возникает небесный свод, земл€ и другие элементы мироздани€.

¬ античной мифологии Ц в том виде, как зафиксировали ее источники Ц мы не найдем такой глобальной роли €йца в возникновении мира, но и там €йцо возникает при рождении чего-то или кого-то очень значительного. ѕримечательно, что ≈лена Ц воплощение совершенной красоты Ц рождаетс€ от Ћеды не обычным путем, а Ђвыводитс€ї из €йца, рожденного ее матерью после соединени€ с «евсом.

Ќо все эти мифологические мотивы вывод€т нас на €йцо как символ жизни, рождени€ Ц но никак не смерти. “ак как же все-таки смерть (пусть даже смерть такого отрицательного персонажа, как  ащей Ѕессмертный Ц этого Ђнеумирающего мертвецаї) оказалась в Ђ€йцеї?

„тобы пон€ть это, придетс€ взгл€нуть на проблему жизни и смерти глазами древнего человека. ј дл€ него жизнь и смерть отнюдь не €вл€лись взаимоисключающими пон€ти€ми.  аждый год он видел, как Ђумираетї зерно, как его Ђхорон€тї, броса€ в землю Ц и как оно прорастает новой жизньюЕ чтобы снова умереть Ц и снова породить жизнь. Ётот круговорот жизни и смерти представл€лс€ бесконечным Ц в том числе и применительно к человеческой жизни, котора€ представл€лась чередой смертей и рождений: чтобы родилс€ мужчина Ц должен умереть мальчик, чтобы родилась женщина Ц должна умереть девушкаЕ

¬от почему во всех древних культурах символы рождени€, смерти и бессмерти€ всегда р€дом и очень легко переход€т друг в друга. яйцо тоже находитс€ в р€ду таких символов Ц именно поэтому в народных сказках оно предстает одновременно и как Ђорудие бессмерти€ї, и как Ђорудие смертиї.


deb
ёли€ Ѕойко

ќчень интересна€ стать€ и интересное поверье.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+