Нана, а именно так аланы называли пожилых женщин, стала героиней своего времени. Она самоотверженно собирала по селениям детей-сирот и заботилась о них, кормила всем, что удавалось добыть в это нелегкое время – кореньями, ягодами, дикими фруктами. Спрятать юных алан ей удалось в высокогорной пещере. В результате таким образом ей удалось спасти несколько десятков жизней.
В пещере через несколько дней их и обнаружили местные жители. Так Нана со своими детьми попала в селение Задалеск, в род Текиевых. Ей предлагали распределить ребят по семьям, но она не соглашалась. Тогда жители села приняли решение построить для большого семейства отдельный дом, в котором и прожила Нана до конца жизни.
Спустя много лет ее семья разрослась – девушки вышли замуж, а юноши – женились, родились дети. Аланский род смог выжить и укорениться на этой земле. Нана пользовалась в Задалеске особым уважением и почетом, поэтому, когда она умерла, местные жители создали на месте ее дома святилище и каждый год стали отмечать праздник Нана Задалеской.
Это место и сам праздник не позабылись и по сей день. Кроме того, отмечать его стали не только в Задалеске и не только местные жители. Ежегодно в первую субботу августа к святилищу едут паломники. День Нана Задалеской считается именно женским праздником. Ведь все молитвы в этот день – о благополучии и здоровье детей, о счастье семьи в целом.
У этого праздника, как и любого другого, конечно же, существуют свои традиции. Так, каждый год за организацию торжеств ответственны три семьи. Как правило, жертвенным мясом уже с раннего утра начинают заниматься мужчины. Женщины же пекут пироги и накрывают праздничный стол.
Семьи должны пожертвовать по барану для трапезы (кувда), а также принести в святилище пироги, пиво и араку (осетинский алкогольный напиток, который приготавливается путем перегонки из зерна). Не обойтись в этот день и без жертвоприношения. После этого старший из трех семей должен произнести молитву, поручая детей и молодежь Нана, попросить для них благополучия, здоровья и отсутствия всяческих бед.
В свою очередь, старшая из женщин читает ритуальную молитву над кувинагом (подношением) и просит для детей легких счастливых дорог и веселого возвращения домой.
Сам факт существования праздника на протяжении стольких веков свидетельствует об истинном подвиге пожилой женщины. Она своим примером показала современникам и всем последующим поколениям возможности человека, всем сердцем, самоотверженно желающего помочь ближнему, спасти свой народ. Наверное, именно поэтому ее подвиг помнят люди и будут помнить еще не один век.