icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
¬ероника √олубева
«доровье и красота

“ест Ђ«лое, —частливое и Ќесчастное животноеї.  ак его проводить с ребЄнком?

  • 3503
  • 20

“ест Ђ«лое, —частливое и Ќесчастное животноеї.  ак его проводить с ребЄнком?

 
 то из мам не сходил с ума, не зна€, чем помочь кричащей крохе, еще не умеющей даже гулить? Ђ„то тревожит? √де болит? ћожет, хочешь пить? »лиЕї - дес€тки вопросов не находили ни места в голове, ни ответа. “еперь ребенок подрос, вполне может объ€снить, какой именно дискомфорт чувствует, и рассказать о своих ощущени€х. Ќо только пока речь идет о его физическом здоровье, а тонка€ область мира чувств и эмоций Ц все та же тайна за семью печат€ми.

ƒаже опериру€ довольно большим количеством слов, описать свои чувства после поломки любимой игрушки или размолвки с лучшим другом, объ€снить природу тревожащих страхов, поведать об обиде из-за недостатка общени€ или ласки, о переживани€х во врем€ долгого отсутстви€ мамы и многом другом дошкольник ещЄ не в состо€нии. Ќаверное, поэтому в наши дни пользуютс€ попул€рностью сайты и сборники, в которых содержатс€ описани€ рекомендованных дл€ детей тестов с довольно подробной расшифровкой. “еперь пытаютс€ проникнуть в личностные переживани€ ребенка, скрытые, как от окружающих, так и от него самого не только профессиональные психологи, но и заботливые родители.

  сожалению, этот опыт не всегда положителен, так как недостаточна€ информированность и слепа€ вера всему, что издано или размещено на сайте, может вызвать необоснованную панику родителей, пр€мо, как тогда, когда новорожденный еще вообще не умел говорить.

“ест Ђ«лое, —частливое и Ќесчастное животноеї разработан јлександром Ћеонидовичем ¬енгером дл€ уточнени€ результатов широко известной проективной методики ЂЌесуществующее животноеї. ѕоэтому, если вас насторожили Ђдостижени€ вашего малышаї, продемонстрированные, благодар€ его разыгравшейс€ фантазии, в изображении чешуйчатого ощетинившегос€ монстра, угрожающего всем на него смотр€щим широко открытой клыкастой пастью и жуткого вида когт€ми, попросите свое чадо через некоторое врем€ нарисовать злое животное. ѕоинтересуйтесь, почему оно так выгл€дит, и об€зательно уточните, правильно ли вы пон€ли, где на рисунке рожки, а где ножки. »ногда слишком длинна€ шерсть, нарисованна€ малышом, чтобы повысить Ђпушистостьї, воспринимаетс€ мнительными взрослыми, как иглы, а обычные или чуточку толще обычных усы Ц бивн€ми. “ак же нужно уточнить, зверек всегда такой или просто сейчас болеет, пугает кого-то (не исключено, что в шутку) или чего-то сам боитс€.

ƒл€ проведени€ теста Ђ«лое, —частливое и Ќесчастное животноеї взрослому хорошо бы учесть следующие рекомендации. ¬о-первых, ни в коем случае не проводите данный тест, если члены семьи на обычных рисунках ребенка похожи на домашних любимцев, экзотические растени€ или предметы мебели. ѕодождите годик Ц полтора пока малыш научитс€ €снее передавать действительность в рисунке. ѕричем, от возраста данное умение зависит далеко не всегда. ƒовольно часто можно увидеть рисунки художника 2,5 лет от роду, на которых не просто угадываютс€, а легко узнаютс€ люди, деревь€, животные и птицы. «ато счастлива€ семь€ на некоторых рисунках второклассников может напоминать композицию из геометрических фигур. ѕоэтому в первом случае можно провести рисуночный тест и с трехлетним малышом, а во втором и в 8 лет будет рановато.

¬торое, что нужно учесть Ц это врем€ проведени€ теста. Ќе стоит рисовать сразу после ночного или дневного сна, так как в рисунке может про€витьс€ нечто из подсознани€, даже если ребенок не помнит, что ему снилось. Ћучшее врем€ Ц перед сном или в перерыве между дневными играми. ≈сли проводите тест с дошкольником, то можно нарисовать все три варианта животных подр€д и, если ваш исследуемый не устал после рисовани€ несуществующего животного и просит продолжени€ зан€тий, то можно сразу нарисовать злое, счастливое и несчастное животное. Ќоне все дети люб€т рисовать по определенному заданию. ¬ этом случае не настаивайте, не упрашивайте, а похвалите за сделанный рисунок и отложите на врем€ продолжение теста. ƒостоверности в нем будет больше, если ребенок будет выполн€ть задание с удовольствием, а не по принуждению.

ƒл€ выполнени€ рисунка следует вз€ть альбомный лист, так как именно на формате ј4 проще определить к какой из сторон больше т€готеет рисунок и насколько много или мало пространства занимает изображенное существо.

 арандаш нужен простой и м€гкий (в крайнем случае, с маркировкой “ћ, не тверже) дл€ того, чтобы отследить силу нажима. ƒело в том, что линии, нарисованные детской ручкой карандашом с твердым грифелем, по толщине выгл€д€т приблизительно одинаковыми. ќб€зательно еще один или два карандаша должны быть у взрослого, провод€щего тест, чтобы случайна€ поломка во врем€ подчеркивани€, выделени€ различных деталей или рисовани€ п€тнышек не повли€ла на настроение тестируемого.

—ледующа€ рекомендаци€ Ц не торопитесь! Ќи с окончанием рисунка, ни с вопросами. »наче многие детали в рисунке могут по€витьс€ (или не по€витьс€) как раз под воздействием этих вопросов, а не как отражение внутреннего мира юного художника.

“еперь переходим непосредственно к оценке каждого из изображенных животных.

” «лого животного обратите внимание на признаки агрессивности (торчащие иглы, когти, клыкиЕ) и детали, характеризующие тревожность (чешу€, панцирь, вт€нута€ голова, широко открытые глаза с большими зрачками, заштрихованную пасть или ее отсутствие). ћного таких признаков или мало? Ќасколько четка€, уверенна€ лини€ всего рисунка в целом (высока€ стрессоустойчивость), какие детали прорисованы неуверенно или штрихами (тревожность, неуверенность)?

¬ас должен насторожить счастливчик, чрезмерно обеспеченный едой (юный художник считает, что лишен необходимых ему материальных благ), надежна€ защита счастливого животного может свидетельствовать о недоверии ребенка к окружающим, крыль€ говор€т о любви к свободе или даже о желании избавитьс€ от чрезмерной опеки взрослых. ≈сли в процессе общени€ вы€снилось, что счастливое животное со всеми дружит, то это значит, что дл€ вашего чада эмоциональные св€зи очень ценны, а когда ребенок в разговоре неоднократно подчеркивает, что его —частливчик бессмертен, это может свидетельствовать о переживании недавней утраты или просто о страхе смерти.

Ќесчастное животное лучше других может рассказать о страхах, тревогах и переживани€х малыша. ћногократные перечЄркивани€, исправлени€, штриховка или нечеткий контур может значить, что ребенок склонен к неадекватной реакции (вплоть до депрессии) на неблагопри€тные обсто€тельства. Ѕольной Ќесчасливец может означать, что ребенок не чувствует себ€ сильным, способным противосто€ть неудачам и, может быть, боитс€ смерти. ќдинокое животное говорит о недостатке душевного тепла, дефиците общени€ с друзь€миЕ Ќо вот отсутствие р€дом с животным еды или воды Ц не повод дл€ того, чтобы переживать о том, что ребенок ощущает отсутствие материальных благ. ≈сли в разговоре изобразивший несчастное животное без единой мисочки или кусочка лакомства ни разу не заговорил об этом или на вопрос взрослого сказал Ђќй, сейчас дорисуюї, то это как раз свидетельствует о материальном благополучии. ’удожник просто забыл нарисовать, не позаботилс€ о том, что и так всегда есть. ќбратить внимание следует на то, что ребенок нарисовал несчастное животное, но почему оно таковым €вл€етс€, объ€снить не может. Ёто не трагеди€, но свидетельство того, что свои собственные чувства, переживани€ и возникающие желани€ ребенок не может еще пон€ть.

ƒл€ более полного и четкой интерпретации лучше сравнить результаты данного теста с результатами проведени€ проективной методики ЂЌесуществующее животноеї. Ќо помните, что результаты любого теста во многом завис€т от интерпретатора, поэтому неоднократно вы€вленные вами отклонени€ от нормы Ц это не повод дл€ беспокойства, и уж тем более Ц никак не диагноз. „асто встречающиес€ в рисунках разных животных детали, безусловно, стимул дл€ того, чтобы понаблюдать за поведением малыша и почаще с ним обсуждать происход€щие в его детской и в вашей взрослой жизни событи€. Ќе лишним будет получше присмотретьс€ к ребенку. ’орошо бы побольше хвалить (не стесн€€сь даже восхищатьс€) тех, кто рисует малюсеньких зверьков прерывающимис€ черточками или лини€ми почти без нажима. –азговоры Ђпо душамї необходимо вести с тем маленьким художником, чей зверек живет один в огромной страшной пещере, посмотреть вместе веселые мультики с тем, чьЄ счастливое животное живет вечно и приласкать того, кто увлекаетс€ торчащими в разные стороны щупальцами, клешн€ми, рогами и прочими устрашающими атрибутами. ј со всеми без исключени€ детьми полезно вместе рисовать карандашами, палитра которых хот€ бы в два раза превосходит количество цветов радуги, предварительно потер€в черный карандаш.


deb
¬ероника √олубева

 ак обычно, не успела до окончани€ срока брони. »звините, дорогие, стать€ пока в процессе доработки. „ерез часик все исправлю.

deb
»горь ѕереверзев

¬ероник, стать€ классна€, только еще бы обзацы поменьше сделать, тогда вообще хорошо было бы)++

deb
¬ероника √олубева

—пасибо, »горь! я же написала, что еще в процессе работы, об€зательно учту и ¬аши пожелани€. ¬се дополню, разобью...

spe
Ћариса ѕопруга

 ритиковать не получаетс€)))) очень уж хорошо написано +++++++

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+