icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Вероника Голубева
Здоровье и красота

Тест «Злое, Счастливое и Несчастное животное». Как его проводить с ребёнком?

  • 2602
  • 20

Тест «Злое, Счастливое и Несчастное животное». Как его проводить с ребёнком?

К
Кто из мам не сходил с ума, не зная, чем помочь кричащей крохе, еще не умеющей даже гулить? «Что тревожит? Где болит? Может, хочешь пить? Или…» - десятки вопросов не находили ни места в голове, ни ответа. Теперь ребенок подрос, вполне может объяснить, какой именно дискомфорт чувствует, и рассказать о своих ощущениях. Но только пока речь идет о его физическом здоровье, а тонкая область мира чувств и эмоций – все та же тайна за семью печатями.

Даже оперируя довольно большим количеством слов, описать свои чувства после поломки любимой игрушки или размолвки с лучшим другом, объяснить природу тревожащих страхов, поведать об обиде из-за недостатка общения или ласки, о переживаниях во время долгого отсутствия мамы и многом другом дошкольник ещё не в состоянии. Наверное, поэтому в наши дни пользуются популярностью сайты и сборники, в которых содержатся описания рекомендованных для детей тестов с довольно подробной расшифровкой. Теперь пытаются проникнуть в личностные переживания ребенка, скрытые, как от окружающих, так и от него самого не только профессиональные психологи, но и заботливые родители.

К сожалению, этот опыт не всегда положителен, так как недостаточная информированность и слепая вера всему, что издано или размещено на сайте, может вызвать необоснованную панику родителей, прямо, как тогда, когда новорожденный еще вообще не умел говорить.

Тест «Злое, Счастливое и Несчастное животное» разработан Александром Леонидовичем Венгером для уточнения результатов широко известной проективной методики «Несуществующее животное». Поэтому, если вас насторожили «достижения вашего малыша», продемонстрированные, благодаря его разыгравшейся фантазии, в изображении чешуйчатого ощетинившегося монстра, угрожающего всем на него смотрящим широко открытой клыкастой пастью и жуткого вида когтями, попросите свое чадо через некоторое время нарисовать злое животное. Поинтересуйтесь, почему оно так выглядит, и обязательно уточните, правильно ли вы поняли, где на рисунке рожки, а где ножки. Иногда слишком длинная шерсть, нарисованная малышом, чтобы повысить «пушистость», воспринимается мнительными взрослыми, как иглы, а обычные или чуточку толще обычных усы – бивнями. Так же нужно уточнить, зверек всегда такой или просто сейчас болеет, пугает кого-то (не исключено, что в шутку) или чего-то сам боится.

Для проведения теста «Злое, Счастливое и Несчастное животное» взрослому хорошо бы учесть следующие рекомендации. Во-первых, ни в коем случае не проводите данный тест, если члены семьи на обычных рисунках ребенка похожи на домашних любимцев, экзотические растения или предметы мебели. Подождите годик – полтора пока малыш научится яснее передавать действительность в рисунке. Причем, от возраста данное умение зависит далеко не всегда. Довольно часто можно увидеть рисунки художника 2,5 лет от роду, на которых не просто угадываются, а легко узнаются люди, деревья, животные и птицы. Зато счастливая семья на некоторых рисунках второклассников может напоминать композицию из геометрических фигур. Поэтому в первом случае можно провести рисуночный тест и с трехлетним малышом, а во втором и в 8 лет будет рановато.

Второе, что нужно учесть – это время проведения теста. Не стоит рисовать сразу после ночного или дневного сна, так как в рисунке может проявиться нечто из подсознания, даже если ребенок не помнит, что ему снилось. Лучшее время – перед сном или в перерыве между дневными играми. Если проводите тест с дошкольником, то можно нарисовать все три варианта животных подряд и, если ваш исследуемый не устал после рисования несуществующего животного и просит продолжения занятий, то можно сразу нарисовать злое, счастливое и несчастное животное. Ноне все дети любят рисовать по определенному заданию. В этом случае не настаивайте, не упрашивайте, а похвалите за сделанный рисунок и отложите на время продолжение теста. Достоверности в нем будет больше, если ребенок будет выполнять задание с удовольствием, а не по принуждению.

Для выполнения рисунка следует взять альбомный лист, так как именно на формате А4 проще определить к какой из сторон больше тяготеет рисунок и насколько много или мало пространства занимает изображенное существо.

Карандаш нужен простой и мягкий (в крайнем случае, с маркировкой ТМ, не тверже) для того, чтобы отследить силу нажима. Дело в том, что линии, нарисованные детской ручкой карандашом с твердым грифелем, по толщине выглядят приблизительно одинаковыми. Обязательно еще один или два карандаша должны быть у взрослого, проводящего тест, чтобы случайная поломка во время подчеркивания, выделения различных деталей или рисования пятнышек не повлияла на настроение тестируемого.

Следующая рекомендация – не торопитесь! Ни с окончанием рисунка, ни с вопросами. Иначе многие детали в рисунке могут появиться (или не появиться) как раз под воздействием этих вопросов, а не как отражение внутреннего мира юного художника.

Теперь переходим непосредственно к оценке каждого из изображенных животных.

У Злого животного обратите внимание на признаки агрессивности (торчащие иглы, когти, клыки…) и детали, характеризующие тревожность (чешуя, панцирь, втянутая голова, широко открытые глаза с большими зрачками, заштрихованную пасть или ее отсутствие). Много таких признаков или мало? Насколько четкая, уверенная линия всего рисунка в целом (высокая стрессоустойчивость), какие детали прорисованы неуверенно или штрихами (тревожность, неуверенность)?

Вас должен насторожить счастливчик, чрезмерно обеспеченный едой (юный художник считает, что лишен необходимых ему материальных благ), надежная защита счастливого животного может свидетельствовать о недоверии ребенка к окружающим, крылья говорят о любви к свободе или даже о желании избавиться от чрезмерной опеки взрослых. Если в процессе общения выяснилось, что счастливое животное со всеми дружит, то это значит, что для вашего чада эмоциональные связи очень ценны, а когда ребенок в разговоре неоднократно подчеркивает, что его Счастливчик бессмертен, это может свидетельствовать о переживании недавней утраты или просто о страхе смерти.

Несчастное животное лучше других может рассказать о страхах, тревогах и переживаниях малыша. Многократные перечёркивания, исправления, штриховка или нечеткий контур может значить, что ребенок склонен к неадекватной реакции (вплоть до депрессии) на неблагоприятные обстоятельства. Больной Несчасливец может означать, что ребенок не чувствует себя сильным, способным противостоять неудачам и, может быть, боится смерти. Одинокое животное говорит о недостатке душевного тепла, дефиците общения с друзьями… Но вот отсутствие рядом с животным еды или воды – не повод для того, чтобы переживать о том, что ребенок ощущает отсутствие материальных благ. Если в разговоре изобразивший несчастное животное без единой мисочки или кусочка лакомства ни разу не заговорил об этом или на вопрос взрослого сказал «Ой, сейчас дорисую», то это как раз свидетельствует о материальном благополучии. Художник просто забыл нарисовать, не позаботился о том, что и так всегда есть. Обратить внимание следует на то, что ребенок нарисовал несчастное животное, но почему оно таковым является, объяснить не может. Это не трагедия, но свидетельство того, что свои собственные чувства, переживания и возникающие желания ребенок не может еще понять.

Для более полного и четкой интерпретации лучше сравнить результаты данного теста с результатами проведения проективной методики «Несуществующее животное». Но помните, что результаты любого теста во многом зависят от интерпретатора, поэтому неоднократно выявленные вами отклонения от нормы – это не повод для беспокойства, и уж тем более – никак не диагноз. Часто встречающиеся в рисунках разных животных детали, безусловно, стимул для того, чтобы понаблюдать за поведением малыша и почаще с ним обсуждать происходящие в его детской и в вашей взрослой жизни события. Не лишним будет получше присмотреться к ребенку. Хорошо бы побольше хвалить (не стесняясь даже восхищаться) тех, кто рисует малюсеньких зверьков прерывающимися черточками или линиями почти без нажима. Разговоры «по душам» необходимо вести с тем маленьким художником, чей зверек живет один в огромной страшной пещере, посмотреть вместе веселые мультики с тем, чьё счастливое животное живет вечно и приласкать того, кто увлекается торчащими в разные стороны щупальцами, клешнями, рогами и прочими устрашающими атрибутами. А со всеми без исключения детьми полезно вместе рисовать карандашами, палитра которых хотя бы в два раза превосходит количество цветов радуги, предварительно потеряв черный карандаш.

deb
Вероника Голубева

Как обычно, не успела до окончания срока брони. Извините, дорогие, статья пока в процессе доработки. Через часик все исправлю.

deb
Игорь Переверзев

Вероник, статья классная, только еще бы обзацы поменьше сделать, тогда вообще хорошо было бы)++

deb
Вероника Голубева

Спасибо, Игорь! Я же написала, что еще в процессе работы, обязательно учту и Ваши пожелания. Все дополню, разобью...

spe
Лариса Попруга

Критиковать не получается)))) очень уж хорошо написано +++++++

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+