Итак, рисуем сцену, включающую дом, дерево и человека (не забываем: рисуем до того, как дочитаем статью до конца и узнаем что-нибудь о толковании теста!).
Прежде всего, учтём: дом – это безопасность, дерево – жизненная энергия; какой из этих предметов испытуемый изобразил первым – то для него и важнее.
Присмотримся теперь к дому. Дом вдали обозначает чувство отверженности, вблизи – открытости, доступности. Несколько построек – бунт против стандартов или против главы семьи.
Контуры стен слишком тонки – человек предчувствует надвигающуюся катастрофу. Чётко прорисованное основание стены говорит о тревоге, конфликтах, стена, лишённая основания – о слабой связи с реальностью.
Открытые двери свидетельствую об откровенности, двери с замком – о скрытности и мнительности, преувеличенно большие двери – о чрезмерной зависимости от других, преувеличенно маленькие – о нерешительности в общении.
Чрезмерно открытые окна свидетельствуют о некоторой развязности, закрытые – об озабоченности взаимодействием с окружающими. Отсутствие окон на нижнем этаже при наличии их на верхнем – признак человека, «живущего» в мире фантазий, об этом же говорит крыша, нарисованная более «жирной» линией, чем всё остальное.
Отсутствие трубы на крыше обозначает отсутствие душевного тепла в семье. А вот преувеличенно густой дым из трубы – признак внутреннего напряжения. Водосточные трубы рисуют люди мнительные, испытывающие потребность в защите.
Переходим к дереву. Чем больше корни по отношению к стволу, тем больше любопытство, а симметричность их говорит о стремлении к согласию с внешним миром. Заштрихованный ствол говорит о тревоге, ствол в виде одной линии – об отрыве от реальности, ствол, нарисованный линиями с нажимом – о решительности, активности. Ветви, нарисованные одной линией, говорят об избегании неприятностей.
Ветви, направленные вверх, говорят об энтузиазме, стремлении к власти, вниз – об отказе от усилий, потере мужества, в разные стороны – о поиску самоутверждения; круглая крона – признак эмоциональности. Листья в виде сетки рисуют люди, ловко избегающие проблемных ситуаций, в виде узора – приветливые, обаятельные. Заштрихованные листья выдают тревожность.
Острая вершина дерева – это зашита от опасности (реальной или вымышленной). Если деревьев на рисунке несколько – испытуемый не очень чётко следовал инструкции, это «детское» поведение.
И наконец – человек. К слову, не всегда испытуемые рисуют человека как такового – «человека вообще»: это может быть и клоун или что-то вроде карикатуры (презрение к самому себе), и Баба-Яга (враждебность к женщинам), и даже… робот (ощущение некой внешней силы, которая контролирует). Если виден затылок – это говорит о замкнутости, если голова в профиль, а туловище анфас – о потребности в общении и о тревоге, связанной с этим. Если человек на рисунке бежит – испытуемый и в жизни пытается от чего-то «убежать», если сидит на краешке стула – испытывает страх, подозрение.
Если у человека «не хватает» каких-то частей тела – испытуемый чувствует себя непризнанным, не оцененным по достоинству (что именно в нём не ценят, можно определить по тому, какой части тела не хватает: голова символизирует интеллект, туловище – мужественность, руки – межличностные отношения).
Разумеется, это взгляд «с высоты птичьего полёта» – хороший психолог «вытянет» из рисунка несравненно больше… ведь ничто не «копает» так глубоко, как проективные тесты!