icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Люди, биографии

Татьяна Пельтцер – самая «прикольная» бабушка советского кино?

  • 935
  • 3

Татьяна Пельтцер – самая «прикольная» бабушка советского кино?

О
Одной из примет нашего времени стало всеобщее увлечение технологиями, направленными на внешнее омоложение. Простые смертные раскупают разрекламированные кремы от морщин, дамы посостоятельнее время от времени ложатся «под нож» пластического хирурга на операцию по подтяжке кожи. Особенно усердствуют в этом актрисы, и аргумент приводится железный: лицо – это их рабочий инструмент, нельзя допустить, чтобы оно состарилось! Между тем, история кинематографического искусства знает примеры, когда именно старость становилась «визитной карточкой» актрисы, частью того неповторимого образа, который полюбила публика. И один из ярчайших примеров такого рода – несомненно, Татьяна Пельтцер.

Будущая «заслуженная бабушка советского кино» родилась в 1904 году. Интерес девочки к актерскому искусству был неслучаен – ее отцом был Иоганн Робертович Пельтцер (впрочем, сам он предпочитал именоваться Иваном Романовичем), этого актера вы наверняка видели в роли дедушки Гаврика в фильме «Белеет парус одинокий», школьного сторожа в картине «Васек Трубачев и товарищи». Актерский дебют Тани состоялся в девятилетнем возрасте в спектакле «Камо грядеши» по роману Г.Сенкевича. В одиннадцать лет она сыграла Сережу в спектакле «Анна Каренина», а в двенадцать уже была актрисой по найму в антрепризе Н.Синельникова. Специального актерского образования Т.Пельтцер не получала – училась всему в процессе работы.

В начале 20-х годов она последовательно работала в нескольких театрах, пока не была уволена из Театра МГСПС (именуемого ныне Театром Моссовета) за… профнепригодность. Актриса вынуждена зарабатывать на жизнь в качестве машинистки. Впоследствии она еще дважды возвращаласьв этот театр – и снова уходила.

Новый этап в актерской судьбе связан с Московским театром миниатюр. Здесь проявилось разностороннее дарование актрисы: сценки, скетчи, острохарактерные роли, ведение концертов – и в любом качестве ей удавалось «держать зал».

Несмотря на свой талант, добиться славы актрисе удалось далеко не сразу. Первым ее «звездным часом» стала киноверсия спектакля «Свадьба с приданым» в 1953 году. После этой постановки актриса получила множество писем из всех концов страны… с советами по избавлению от алкоголизма. Что ж, роль деревенской тунеядки Лукерьи Похлебкиной блестяще удалась 49-летней Татьяне Пельтцер!

Актриса уже немолода – в таком возрасте многие могут горько вздохнуть: «Мне теперь только старух и играть!» Именно так и поступает Татьяна Пельтцер – и к ней приходит не только известность, но и настоящая всенародная любовь. Истинным триумфом становится роль матери главного героя в фильме «Солдат Иван Бровкин», после которого актрису начинают называть «матерью русского солдата». Успех был таким грандиозным, что пришлось переписать сценарий фильма «Иван Бровкин на целине», сделав роль Пельтцер более значительной.

В дальнейшем было много таких ролей: «Деревенский детектив», «Приключения желтого чемоданчика», «Чудак из пятого Б», «Вам и не снилось»… везде Татьяна Ивановна появляется в образах матерей и бабушек. Не забудем также многочисленных бабушек из выпусков «Ералаша» («Иду, Митенька, иду, маленький!» – эту реплику старушки, вытирающей нос сорокалетнему внуку, смело можно назвать крылатой фразой!) Не полюбить такую старушку было нельзя: пенсионерка, не особенно заботящаяся о своей женственности, но энергичная и готовая горло перегрызть за детей и внуков – каждый узнавал в таком образе свою бабушку.

Были и другие роли: фрекен Бок в фильме «Карлсон, который живет на крыше», в театре – мамаша Кураж в пьесе Б.Брехта, Марселина («Женитьба Фигаро»), Прасковья («Старая дева»), мадам Ксидиас («Интервенция»)…

Последние годы жизни актрисы выдались тяжелыми. Татьяну Ивановна одолевали нервные расстройства – патологическая подозрительность и самая страшная болезнь для актера – нарушение памяти. Из-за этого в спектакле «Поминальная молитва» реплики за нее подавал А.Абдулов – но это не мешало публике разражаться бурными овациями, стоило только Т.Пельтцер появиться на сцене. Актрисе дважды пришлось пройти курс лечения в психиатрической клинике – но и оттуда ее привозили на спектакли, ведь публика ждала любимую актрису. Во время очередного пребывания в больнице она сломала шейку бедра. В 1992 году актриса, перенеся инфаркт и воспаление легких, скончалась. Похоронена Т.Пельтцер на Введенском кладбище.

Судьбу актрисы, пожалуй, яснее всего характеризует один эпизод из ее жизни. Однажды на собрании театральной труппы кто-то бросил в адрес Т,Пельтцер, известной своей прямотой: «А вы помолчите – вас вообще никто не любит, кроме народа!» Да, Т.Пельтцер не любили за многое – не только за характер: за происхождение из семьи российского немца, за недолгий брак с немцем в молодости, за то, что брат был безвинно осужден за контрреволюционную деятельность… Но актрису всегда любил народ – любил ее многочисленных «бабушек». «Я – счастливая старуха!» – сказала Татьяна Ивановна на праздновании своего юбилея, и с этим нельзя не согласиться. Можно с уверенностью сказать, что Т.Пельтцер поистине победила старость – победила без всяких «подтяжек» и прочих «чудодейственных» средств, и такое отношение к себе и к жизни – руководство к действию для каждого из нас.

top
Halida Rojkova

Отличная была актриса! Легенда советского кино и воспоминание о детстве, хорошее воспоминание )))))))))))

spe
Юлия Дворникова

А "Формула любви" в тандеме с Броневым?! Да и вообще, любая роль - песня!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+