icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ћистика, непознанное

—уеверие, что это такое?

  • 1641
  • 8

—уеверие, что это такое?

—мысл слова Ђсуевериеї пон€тен каждому, кто хоть немного знаком с церковнослав€нским €зыком. Ђ-вериеї Ц пон€тно даже без переводчика, а вот Ђсуе-ї Ц указывает на тщетность, напрасность чего-либо. »ными словами, суеверие Ц это тщетна€, напрасна€, ни на чЄм не основанна€ вера.

ќбычно, говор€ о суеверии, мы ассоциируем его с приметами. ќтчасти это верно Ц но именно отчасти, поскольку не вс€кую примету можно отнести к разр€ду суеверий. Ќапример, утверждение, что ласточки низко летают Ц к дождю, суеверием не €вл€етс€. Ёто причинно-следственна€ св€зь, которую можно объ€снить с точки зрени€ физики и зоологии Ц птицы на лету лов€т насекомых, которые не могут высоко подн€тьс€ из-за повышенной влажности воздуха. ≈сли даже такое естественное объ€снение дл€ человека неочевидно, он лишь констатирует эту св€зь между поведением ласточек и последующим дождЄм, не ввод€ никаких лишних пон€тий типа Ђпорчиї и Ђсглазаї.

≈сли же такое мифическое дополнительное звено вводитс€, то мы уже имеем дело с насто€щим суеверием. “аково, например, требование оберегать новорождЄнного от контактов с посторонними: изначально оно тоже исходит из наблюдени€ естественных причинно-следственных св€зей (новорождЄнные с их слабым иммунитетом действительно могут болеть, если поблизости крутитс€ много посторонних бациллоносителей) Ц но тут мы имеем не просто констатацию св€зи меду €влени€ми, а фантастическое еЄ объ€снение с введением откровенно мистической категории Ц сглаза.

—уевери€ можно условно разделить на три большие группы. ѕерва€ из них Ц это фантастические объ€снени€ реальных (но необъ€снимых с точки зрени€ древнего человека) причинно-следственных св€зей меду €влени€ми (о таких приметах мы уже говорили).

ƒруга€ категори€ Ц не менее многочисленна€ Ц это приметы, исход€щие из мифологического мышлени€, характерного дл€ человека €зыческой эпохи. ” этого мышлени€ сво€ собственна€ логика, котора€ современному человеку далеко не всегда пон€тна. ¬ основном, сводитс€ она к стремлению обезопасить себ€ от контактов с потусторонним миром, от вредоносных действий духов (как злых, так и добрых), либо поладив с ними, либо Ц в крайнем случае, обманув (Ђни пуха, ни пераї).  роме того, предполагаетс€, что подобное рождает подобное, а Ђот перемены мест слагаемых сумма не мен€етс€ї Ц т.е. если воспроизвести одно из взаимосв€занных событий, то непременно произойдЄт другое Ц вопрос о том, что тут причина, а что следствие, не рассматриваетс€.

— точки зрени€ этих принципов можно объ€снить любую из существующих примет Ц даже тех, которые на первый взгл€д кажутс€ Ђсовременнымиї Ц скажем, стремление студентов надевать на экзамен Ђсчастливуюї одежду, в которой когда-то успешно сдали (та сама€ Ђперестановка слагаемыхї).

» наконец, треть€ категори€ Ц это околоцерковные суевери€. ћожет, и не следовало бы выдел€ть их в отдельную категорию, поскольку исход€т они в большинстве своЄм из тех же принципов (Ђкто из венчающихс€ первым ступит на полотенце, тот и будет верховодить в семьеї Ц Ђпринцип Ђподобное рождает подобноеї), но они примечательны своей противоречивой сущностью, поскольку возникаю там, где суеверий в принципе быть не должно Ц в ÷еркви.  ак правило, глубинна€ сущность околоцерковных суеверий заключаетс€ в следовании Ђбуквеї в ущерб Ђдухуї Ц например, человек может считать, что молитва не имеет силы, если при ней не совершить крестное знамение и поклоны Ђпо всем правиламї. —уеверие может выражатьс€ и в преувеличении значени€ материальных атрибутов веры. “ак, если человек берЄт в дорогу маленькую иконку, чтобы удобнее было помолитьс€ в поезде или в гостинице Ц это нормальное желание христианина, если же он уверен, что икона сама по себе будет его Ђоберегатьї Ц это уже суеверие. ѕодобно этому и христианские таинства некоторые люди воспринимают как некие магические обр€ды, обеспечивающие результат Ц такой человек легко разочаровываетс€ в вере и ÷еркви, вид€, что после крещени€ ребЄнок не стал меньше болеть, венчание не обеспечило автоматически счастливой жизни в браке, а регул€рное причащение не помогло решить проблемы на работе.

ѕоистине, ничто не способно осложнить человеческую жизнь настолько, насколько это делает суеверие. Ћучшее же оружие против него Ц разум. » нельз€ не согласитьс€ с великим физиком, лауреатом Ќобелевской премии ћ.ѕланком: ЂЌикогда не прекращающа€с€, никогда не ослабевающа€ борьба противЕ против невери€ и суевери€ Ц это то, что религи€ и наука совместно ведут. » лозунг в этой борьбе, указывающий ей направление, звучит во все времена и навсегда: вперЄд к Ѕогуї.

tra
Denis Ambarny

ќчень интересна€ стать€, не думал что суевери€ можно еще и на "категории" разделить!)

mas
ћарк Ѕлау

’ороша€ стать€. ƒаже классификаци€ суеверий имеетс€.
ј по-украински "суеверие" звучит смешно дл€ русского уха: "забобон"

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+