icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
¬ладимир јлексеев
ћучают вопросы? ”знай

—трашно ли осознавать что скоро придет смерть?

  • 916
  • 4

—трашно ли осознавать что скоро придет смерть?

ѕ
ѕерсонификаци€ смерти в образе неумолимой старухи с косой привела к тому, что смерть к нам на словах именно приходит, а не случаетс€. »звестен из многовекового опыта приблизительный временной рубеж, когда большинству живущих предстоит "оплата по вексел€м", предъ€вленным владычицей небыти€. Ёто возраст 70-80 лет, значительно реже - более преклонный, исполненный старческих немощей и болезней.†

—тоит ли тревожно ожидать неизбежного "стука в дверь", или, подобно опереточному јнри „етвЄртому, надлежит изготовитьс€, чтобы ударить слишком рано €вившуюс€ гостью в ухо рыцарской рукой? √рустное "мы все умрЄм" с обнадЄживающим добавлением "только в разное врем€" - факт, о котором редко кто задумываетс€ в цветущей полноте жизненных сил.†

ѕриближение смерти остро осознаЄтс€ в крайних обсто€тельствах, таких, как:

  • военные действи€ с применением оружи€ массового поражени€,
  • масштабные природные катастрофы,
  • установление неутешительного диагноза, запускающего выверенный эскулапами "конечный отсчЄт",
  • получение известий о близко случающихс€ крупных авари€х техногенного характера,
  • попадание в эпицентр стопроцентно гибельного происшестви€ (падение самолЄта, затопление подводной лодки, обрушение гор€щего на нижних этажах высотного здани€).

ќсознание мгновенной смерти, вызванной внутренними причинами (оторвавшийс€ и закупоривший артерию тромб, попавший "не в то горло" кусочек пищи) или внешними случайност€ми (удар упавшей с крыши глыбы льда, шальна€ пул€ на охоте) уже не вписываютс€ в достаточно пространный интервал времени, описываемый пон€тием "скоро". ѕоэтому оставим подобные печальные событи€ за пределами рассуждени€.

"—мешались в кучу кони, люди..."

¬ойна. ќбычное €вление во все времена существовани€ человечества. ¬ очень древние времена локальна€ кровава€ рубка допускала лазейку дл€ слабодушных, пытающихс€ действовать по алгоритму "спр€татьс€ и переждать".†

—овременный театр военных действий не знает спасительных кулис. ѕон€ти€ тыла и фронта условны. ”крытьс€ со стопроцентной уверенностью в собственной безопасности негде. ƒл€ такой диспозиции страх - естественное состо€ние человека, только что поставленного в новые дл€ него не мирные обсто€тельства. ќснова соматической бо€зни - общее почти что дл€ всех биологическое желание выжить, регул€тор неосознанных инстинктивных движений. ќбостр€ющиес€ чувства нередко открывают глубины интуиции, позвол€ющие избегать наиболее опасных мест в наиболее опасное врем€.

јмериканские психологи склонны объ€сн€ть беспримерную отвагу отдельных бойцов, решающих исход военных операций, врывающихс€ с одной гранатой во вражеский дзот и в одиночку плен€ющих два-три дес€тка непри€тельских солдат, психическим расстройством - полным отсутствием инстинкта самосохранени€. Ќо таких "крейзи" насчитываютс€ единицы на сотни и тыс€чи личного состава полевых армий. ƒл€ остальных характерно постепенное привыкание, стирание остроты чувств. “ак обон€ние способно притерпетьс€ к невыносимому запаху, глаза - к глубоким сумеркам, прежде изнеженна€ ладонь - к грубой руко€ти шанцевого инструмента. —трах уходит и дл€ гражданских, волею судеб оказавшихс€ вблизи "линии соприкосновени€" противоборствующих сторон. ∆изнь берЄт своЄ, уже через мес€ц-другой обычные бытовые сцены разворачиваютс€ на фоне полуденной артиллерийской канонады, вечерних сигнальных ракет и ночных трассеров. ћаугли, привыкший к волчьей стае, своим бесстрастием мало чем отличаетс€ от человека, вынужденного привыкать к войне.

"ѕотонешь ты, дева, в день свадьбы своей"

—иноптики редко предсказывают природные катаклизмы с веро€тностью много большей, чем пророческие вещани€ гадалок. ѕока не научились. ѕоэтому, отправл€€сь, например, на отдых в “урцию, нужно подробно изучить инструкцию, как действовать при начале землетр€сени€ (перекрыть все вентили коммуникаций, отключить электроэнергию, не входить в лифты и не пытатьс€ спуститьс€ по лестнице, встать под кос€ком дверного проЄма либо спр€татьс€ под стол, после завершени€ основного толчка постаратьс€ уйти как можно дальше от стен зданий, гроз€щих обрушением при несколько более позднем прохождении вторичных сейсмических волн). ѕоследние событи€ показывают, что сейсмический ликбез показан и любител€м италь€нских каникул.

ѕредпочитаете тропические острова »ндонезийского архипелага? √отовьтесь к встрече с цунами. ѕо крайней мере, если вода резко отхлынет от побережь€, не выбегайте весело вместе с детьми на обнажившеес€ песчаное дно, чтобы собирать красивые раковины и морские звЄзды. Ѕерите "ноги в руки" и старайтесь, при возможности, уйти-уехать-улететь как можно дальше от ставшей опасной береговой черты.

¬ общем и целом - изучайте курс естествознани€. —пасительными станут простые сведени€ о том, что јфриканска€ плита под "благословенной “урцией" посто€нно создаЄт опасные напр€жени€, пододвига€сь под ≈вропейскую, а “ихоокеанский сейсмический по€с не угасит бурной тектонической де€тельности ради вашего долгожданного отпуска. ¬ыберите дл€ отдыха хот€ бы деревню —инеклюевку с толщиной литосферной не растрескавшейс€ плиты под оной 30-40 км, и вместо внезапных мыслей о смерти в турецко-индонезийских дал€х наслаждайтесь планами поимки бабочек на местном фермерском хуторе. “олько постарайтесь уверитьс€ в том, что масштабные лесные пожары, ставшие традиционным летним жертвоприношением огню, дл€ этой местности не характерны. », пожалуйста, не курите в лесу, особенно на сухих торф€никах.

"ѕациент скорее мЄртв, чем жив..."

ƒоктора ошибаютс€ гораздо чаще синоптиков. Ётим всЄ сказано. Ѕоритесь до последнего, верьте в успех, в свою "счастливую звезду", ожидайте попадани€ в "тот самый неверо€тный процент". —оглашайтесь на хирургическое вмешательство, если это единственна€ и последн€€ мера выхода из больничного тупика. ¬ итоге - либо умрите с улыбкой на устах в полной уверенности, что здоровы, либо услышьте от доктора, прин€вшего на этот раз правильную профессиональную дозу конь€ка: "ѕациент скорее жив, чем мЄртв!"

"”пала звезда ѕолынь"

јпокалиптические предзнаменовани€, привносимые в нашу жизнь многими источниками, от вдруг завершившегос€  алендар€ ћай€ до мрачных ожиданий соседа, у которого внезапно закончилс€ самогон, нередко всЄ же имеют вполне серьЄзную материальную основу. –азлив отравл€ющих веществ, выброс радиации, прорыв дамбы или плотины электростанции, аварии метрополитена, нередко сопр€жЄнные с террористическими актами - всего не предусмотреть.  оличество техногенных катастроф растЄт лавинообразно. ’вататьс€ за голову, когда "клюнет жареный петух", поздно. Ќеобходимы профилактические меры. „тобы как можно меньшее количество земл€н внезапно мементили море по выше указанным и сходным с ними причинам, стоит заранее

  • про€вл€ть гражданскую сознательность, в пределах собственных компетенций укрепл€ть государственность, ибо только крепка€ власть гарантирует быстрое, чЄткое исполнение программ ћ„— по ликвидации аварии любой степени сложности;
  • правильно воспитывать собственных детей, старатьс€ дать им как можно более добротное образование, дабы число способных "нажать не на ту кнопку" из любопытства или по причине элементарной глупости неуклонно сокращалось;
  • быть доброжелательным: так или иначе, нарастание социальной напр€жЄнности от "микроскопического" семейного очага до широких майданных просторов устойчиво коррелирует с частотой техногенных катастроф в данной точке «емного шара.
Ќе стоит слишком увлекатьс€ конспирологическими верси€ми о "мстительных хазарах" на территории „енобыльской јЁ—. Ѕольша€ часть бед приходит к нам по двум известным с давних времЄн каналам: наступление аварий приближают дураки, врем€ их полнейшей ликвидации отдал€ют дороги. “ак выпьем же за то, чтобы первых становилось как можно меньше, а вторых - как можно больше!

"» ужас режет души напополам"

ј теперь серьЄзно о действительно печальном. ќ случа€х, когда помощь не успевает или не может придти за считанные часы-минуты-секунды, отмеренные†фатально-гибельными происшестви€ми†дл€ продолжени€ жизни.†Ќи одна жива€ душа†не знает,†что успевает передумать, почувствовать человек в таких обсто€тельствах, ибо из них, как из объ€тий самой смерти, никто не возвращаетс€. “е, что вернулись, всЄ-таки имели ничтожный шанс на спасение, малейшую надежду. “е же, кто погибли, как правило, при возможности писали прощальные записки, в последнюю минуту дума€ о своих близких. ј это верный признак того, что "парализующий" ужас в подобных обсто€тельствах всЄ-таки не свойствен человеческой природе. Ќе берЄм в расчЄт панику среди респектабельной публики "“итаника", красочно показанную голливудским кинематографом. ѕоведение оркестра, в полном составе играющего бравурную музыку на тонущем корабле - более чем красноречивое исключение из сцен, демонстрирующих животные инстинкты и чисто человеческую истерику.

«адумыватьс€ заранее, как надлежит провести последние мгновени€ жизни в подобных случа€х, безусловно, стоит.  то-то, приверженный сибаритским страст€м, отшутитс€ французским анекдотом: "—тюардесса, сколько времени будет падать наш самолЄт?  ак? ÷елых три минуты? ћы успеем, мадемуазель!" Ѕольшинство предпочтЄт ограничитьс€ дежурным "јвось, пронесЄт!" ќчень мала€ часть, считающа€, что каждое мгновение жизни нужно жить, как последнее, поступит и в критических обсто€тельствах по заведЄнному обыкновению, сохранив свойственную благоприобретЄнную невозмутимость.

Ёйнштейн и другие философы

¬сЄ в мире относительно, такова и сила наших чувств, глубина мыслей, отнесЄнна€ к неизбежному моменту собственной смерти. »звестна€ апори€, служаща€ отправной точкой в рассуждени€х закоренелых материалистов, гласит: " огда € ещЄ есть, нет смерти.  огда же придЄт смерть, мен€ уже не будет. “ак что нечего о ней и задумыватьс€!". “ем не менее, момент встречи со смертью столь же неопровержим, как наличие у тела мгновенной скорости, перечЄркивающее апорию «енона Ёлейского о невозможности движени€ как такового. Ѕудет ли этот момент конечным в нашем самосознании, ожидает ли за ним лишь вещественное разложение на химические элементы, либо ждут впереди рай или ад, чистилище или нирвана, череда реинкарнаций или шеол, ¬альхалла или —тикс, царство теней ќсириса или ина€ духовна€ реальность - всЄ это вопрос†личной веры,†не подтверждаемой нарочитыми экспериментами.†

„то же говорит нам "опыт, сын ошибок трудных"? —трашить может и то, что открываетс€, согласно нашим веровани€м, за смертью. «десь же, до этого знаменательного рубежа, пожалуй, больший страх вызывает не сама смерть, а предвар€ющее еЄ умирание, боль, страдание, необходимость терпеть и доживать (откуда проистекает приближающа€ "смерть-матушку" иде€ об эвтаназии).†

„еловека относительно здорового, приподн€того над земным бытом, живущего большей частью интеллектом, заботит в первую очередь иное. Ёйнштейн на вопрос, что бы он сделал, если бы узнал, что жить предстоит последние сутки, отвечал: "ѕривЄл бы в пор€док бумаги". “ому, кто имеет мало-мальски важные земные дела, от оформлени€ завещани€ на многочисленных потомков до аскетического написани€ Ёнциклопедического словар€, стоит позаботитьс€ о периодических временных отсечках, когда бумаги привод€тс€ в пор€док. “огда (и это многократно проверено на опыте) момент кончины будет сознаватьс€ умирающим значительно менее см€тенно и горестно.

—трашит ли здешнее бессмертие?

Ќиколай Ћесков в сказании "ћалань€ - голова барань€" вывел фантастическую историю о том, как люди поймали и "нейтрализовали" на какое-то врем€ смерть. ѕотом же, наскучив собственным бессмертием, начали взывать к "смертушке-матушке", призыва€ придти и забрать их из опостылевшей жизни. Ќаша жизнь, не одинакова€ в ранние и более зрелые периоды, и верно такова, что поначалу мыслитс€ желанно-бесконечной, а ближе †финалу нередко т€готит однообразием, безысходностью, нарастанием неразрешимых возрастных проблем (доживЄм - увидим, каких).†

ƒа, хочетс€, конечно, загл€нуть как можно дальше в будущее, возможно, пообщатьс€ с далЄкими потомками подобно патриарху ћафусалу, по преданию жившему около тыс€чи лет.   услугам современных "первопроходцев" в этом направлении подготавливаютс€ дорогосто€щие криокамеры, изыскиваютс€ технологии омоложени€, вплоть до фантастических проектов выращивани€ клонов "на запчасти". Ќо на поверку, всЄ-таки, выходит так, что от свойственного цветущему возрасту страха смерти (более того - страха предвар€ющей смерть старости!) человек переходит к пониманию бесперспективности материального бессмерти€.†

ћолод€щийс€ мир, пр€чущий стариков и инвалидов поглубже в дома призрени€, всЄ-таки сознаЄт смерть как собственное конечное благо, и, осознав это, печЄтс€ уже об "эстетике смерти", о помпезном украшении респектабельных склепов, о должном напомаживании готов€щихс€ к погребению отслуживших свой срок тел.†

–уфер, установи себе буфер!

Ќар€ду с этим, в современном мире обретаютс€ своеобразные совершенно безбашенные "бунтари", дл€ которых факт смерти не очевиден в силу погружЄнности сознани€ в новую виртуальную реальность. –еальность, где так просто купить или обмен€ть дес€ть жизней, а вечна€ игрова€ ¬альхалла с верховным –андомом-ќдином сулит возвращение полнейшей целостности†организма†после очередного распада на составные части. √рузинска€ пословица "Ѕыло бы здоровье - остальное купим!" претвор€етс€ геймерами в малопон€тную обычному человеку мантру: "Ѕыл бы дроп, а жизни и здоровье приложатс€!" "ƒроп" (то, что "падает сверху", игровые бонусы и преференции) обретает статус высшей ценности, отодвига€ само пон€тие жизни на второе и дальнейшие места в личностной смысловой иерархии.

”щербна€ идеологи€ игры нередко переноситс€ в реальность. "ѕрыгучий ћарио" наблюдаетс€ вживую уже не на мониторах игровых приставок 80-х-90-х годов прошлого века, но на стро€щихс€ высотных объектах, стрелах башенных кранов, пролЄтах железнодорожных мостов, крышах бегущих электричек. √еймер становитс€ руфером - лишЄнным чувства самосохранени€ любителем высотного экстрима.†

ƒоступ к оружию в западных странах превращает бывших героев "бродилок" и "стрел€лок" в безжалостных хладнокровных убийц, не цен€щих жизнь близких и равнодушно относ€щихс€ к возможности собственной смерти, часто сознательно избирающих еЄ как финальную точку кровавых похождений. ќсоба€ жестока€ "игра" дл€ "ушедших в несознанку" виртуальной реальности - клубы "по интересам" в социальных сет€х, объедин€ющие юных террористов или потенциальных самоубийц.

“аков начинающий шахматную партию новейшей истории, жертвующий фигуру за фигурой "гаджетный" XXI век. —мерть хорошенько спр€талась в его многоходовках, перестава€ страшить цейтнотом и печальным эндшпилем, но, тем не менее, поджида€ каждого корол€ на его последней чЄрной либо белой клетке жизненного пол€.


deb
»ван »ванов

Ќу что тут добавить - ¬се по полочкам, ќЅЎ»–Ќџ≈ ћџ—Ћ»  –”“»Ћ»—№ ¬ќ«Ћ≈ ћ≈—“ј Ќјѕ»—јЌ»я Ё“ќ… —“ј“№»!!!!! —ѕј—»Ѕќ! жаль что сама суть которую € ожидал от этой темы была упущена, на мой взгл€д - суть была в в описании ощущений человека который подошел к этому рубежу жизни.

mas
ћарк Ѕлау

ѕусть смерть пугает целый свет, а нас бо€тьс€ не принудит. ѕока мы живы смерти нет, а смерть придет - так нас не будет.

spe
ёли€ ƒворникова

 ака€ классна€ стать€! —разу и не охватишь, надо будет возвращатьс€ ещЄ и ещЄ раз! » думать, думать, думать!

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+