В эти суеверия!» – весело распевают в старом-добром мультфильме Бабки-Ёжки… что ж, весьма смелое заявление для существ потустороннего происхождения! А вот многие ли наши современники могут под ним подписаться? Увы, нет!
Ну признайтесь, господа, кто из вас ни разу не пожелал кому-нибудь «ни пуха, ни пера», не заметил (хотя бы в шутку) по поводу просыпанной соли или перебежавшей дорогу чёрной кошки, что это «не к добру», не отложил уборку из-за того, что кто-то в пути? Даже самый разумный человек иной раз позволяет себе что-то в этом роде – не то, чтобы всерьёз верит в это, а так – на всякий случай… Что же за этим стоит?
Следует заметить, что от наших далёких предков мы в этом плане всё-таки отличаемся. Наши предки ничего не делали «на всякий случай», «просто так» – смысл каждой приметы был им понятен. Если бы мы сейчас попробовали воспринимать приметы подобным образом – мы бы сразу запутались: какая связь между чёрной кошкой, перебежавшей дорогу, и событиями в нашей жизни? Каким образом то, что на мне надето, может повлиять на исход дела?
У древнего человека таких вопросов не возникало. Он воспринимал мир и мыслил несколько иными категориями – сейчас такое мышление называют мифологическим. И у него есть свои законы:
1.Подобное рождает подобное (встретил бабу с пустым ведром – пошёл «попусту», ничего не получится).
2.Если события связаны друг с другом – одно из них неизбежно порождает другое (раки вылезают на сушу перед дождём – надо вытащить их на сушу, чтобы прекратить засуху; отсюда же многочисленные приметы о «счастливых» деталях одежды и прочих предметах, известные каждому студенту).
3.Мир подразделяется на мир живых и мир мёртвых, потусторонний мир – и их соприкосновение опасно, при этом «большой мир» (мироздание в целом) повторяет свою структуру в «малом мире» (человеческом жилище): за порогом дома – уже «потусторонний мир» (поэтому опасно здороваться через порог).
4.Мир наполнен духами – добрыми и злыми. Ладить надо и с теми, и с другими (посредством жертвоприношений), а в крайнем случае злых можно обмануть (скажешь человеку, отправляющемуся на охоту, «ни пуха, ни пера» – злые духи подумают, что он и не помышляет об охоте – и не станут ему вредить).
Может ли наш современник «примерить на себя» такое мировоззрение? Вряд ли. Даже и не знаю, для кого это было более невероятным – для верующего или для атеиста (пожалуй, одинаково невероятно – хотя и по разным причинам). Что же заставляет нас оставаться суеверными в той или иной степени?
Возможно, причина в том, что суеверия дают иллюзию прогнозирования и управления ситуацией там, где это невозможно в принципе. Так, ни один – даже самый точный – метеопрогноз не предскажет на 100% все те капризы погоды, с которыми предстоит столкнуться лётчику и моряку, никто не предскажет заранее реакцию публики – потому-то лётчики, моряки и артисты входят в число самых суеверных профессий… Человеку спокойнее, когда он может контролировать ситуацию – и если он контролировать не может, он хочет хотя бы думать, что контролирует.
Ну что тут сказать? Конечно, если вам на том же экзамене спокойнее в «счастливом» джемпере – можно его надеть… Но всё же, если вам нужна уверенность – нельзя ли достичь её другим путём? Чем потеть в 30-градусную жару в «счастливом» свитере – не лучше ли накануне экзамена помолиться в храме? И вместо «ни пуха, ни пера» гораздо логичнее прозвучит «Господи, благослови!» –в конце концов, вы же не на охоту идёте (да и в конце концов - неужели вы думаете, что свитер или ритуальная фраза сомнительного происхождения сильнее, чем всемогущий и всеведущий Бог?)… А погладив чёрную кошку, вы намного надёжнее успокоите нервы, чем если будете раздумывать, какую неудачу она предвещает…
Вообще, человек суеверный – несчастнейший из людей - всё вокруг что-то предвещает, и чаще всего – что-то недоброе: глаз зачесался – плакать придётся, соль просыпал – с кем-то поссорюсь, 13-е число на пятницу пришлось – вообще ужас… Словом, начинаясь со стремления прибавить уверенности, уменьшить страх перед будущим, суеверие погружает человека в ещё больший страх. Может, всё-таки следует вспомнить, что мы – не первобытные дикари, а современные цивилизованные люди? Тогда точно жить будет спокойнее.