icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
—омневаешьс€? ”знай

—тоит ли верить суевери€м?

  • 1921
  • 4

—тоит ли верить суевери€м?

Ђ’оть сама не верю €

¬ эти суевери€!ї Ц весело распевают в старом-добром мультфильме Ѕабки-®жкиЕ что ж, весьма смелое за€вление дл€ существ потустороннего происхождени€! ј вот многие ли наши современники могут под ним подписатьс€? ”вы, нет!

Ќу признайтесь, господа, кто из вас ни разу не пожелал кому-нибудь Ђни пуха, ни пераї, не заметил (хот€ бы в шутку) по поводу просыпанной соли или перебежавшей дорогу чЄрной кошки, что это Ђне к добруї, не отложил уборку из-за того, что кто-то в пути? ƒаже самый разумный человек иной раз позвол€ет себе что-то в этом роде Ц не то, чтобы всерьЄз верит в это, а так Ц на вс€кий случайЕ „то же за этим стоит?

—ледует заметить, что от наших далЄких предков мы в этом плане всЄ-таки отличаемс€. Ќаши предки ничего не делали Ђна вс€кий случайї, Ђпросто такї Ц смысл каждой приметы был им пон€тен. ≈сли бы мы сейчас попробовали воспринимать приметы подобным образом Ц мы бы сразу запутались: кака€ св€зь между чЄрной кошкой, перебежавшей дорогу, и событи€ми в нашей жизни?  аким образом то, что на мне надето, может повли€ть на исход дела?

” древнего человека таких вопросов не возникало. ќн воспринимал мир и мыслил несколько иными категори€ми Ц сейчас такое мышление называют мифологическим. » у него есть свои законы:

1.ѕодобное рождает подобное (встретил бабу с пустым ведром Ц пошЄл Ђпопустуї, ничего не получитс€).

2.≈сли событи€ св€заны друг с другом Ц одно из них неизбежно порождает другое (раки вылезают на сушу перед дождЄм Ц надо вытащить их на сушу, чтобы прекратить засуху; отсюда же многочисленные приметы о Ђсчастливыхї детал€х одежды и прочих предметах, известные каждому студенту).

3.ћир подраздел€етс€ на мир живых и мир мЄртвых, потусторонний мир Ц и их соприкосновение опасно, при этом Ђбольшой мирї (мироздание в целом) повтор€ет свою структуру в Ђмалом миреї (человеческом жилище): за порогом дома Ц уже Ђпотусторонний мирї (поэтому опасно здороватьс€ через порог).

4.ћир наполнен духами Ц добрыми и злыми. Ћадить надо и с теми, и с другими (посредством жертвоприношений), а в крайнем случае злых можно обмануть (скажешь человеку, отправл€ющемус€ на охоту, Ђни пуха, ни пераї Ц злые духи подумают, что он и не помышл€ет об охоте Ц и не станут ему вредить).

ћожет ли наш современник Ђпримерить на себ€ї такое мировоззрение? ¬р€д ли. ƒаже и не знаю, дл€ кого это было более неверо€тным Ц дл€ верующего или дл€ атеиста (пожалуй, одинаково неверо€тно Ц хот€ и по разным причинам). „то же заставл€ет нас оставатьс€ суеверными в той или иной степени?

¬озможно, причина в том, что суевери€ дают иллюзию прогнозировани€ и управлени€ ситуацией там, где это невозможно в принципе. “ак, ни один Ц даже самый точный Ц метеопрогноз не предскажет на 100% все те капризы погоды, с которыми предстоит столкнутьс€ лЄтчику и мор€ку, никто не предскажет заранее реакцию публики Ц потому-то лЄтчики, мор€ки и артисты вход€т в число самых суеверных профессийЕ „еловеку спокойнее, когда он может контролировать ситуацию Ц и если он контролировать не может, он хочет хот€ бы думать, что контролирует.

Ќу что тут сказать?  онечно, если вам на том же экзамене спокойнее в Ђсчастливомї джемпере Ц можно его надетьЕ Ќо всЄ же, если вам нужна уверенность Ц нельз€ ли достичь еЄ другим путЄм? „ем потеть в 30-градусную жару в Ђсчастливомї свитере Ц не лучше ли накануне экзамена помолитьс€ в храме? » вместо Ђни пуха, ни пераї гораздо логичнее прозвучит Ђ√осподи, благослови!ї Цв конце концов, вы же не на охоту идЄте (да и в конце концов - неужели вы думаете, что свитер или ритуальна€ фраза сомнительного происхождени€ сильнее, чем всемогущий и всеведущий Ѕог?)Е ј погладив чЄрную кошку, вы намного надЄжнее успокоите нервы, чем если будете раздумывать, какую неудачу она предвещаетЕ

¬ообще, человек суеверный Ц несчастнейший из людей - всЄ вокруг что-то предвещает, и чаще всего Ц что-то недоброе: глаз зачесалс€ Ц плакать придЄтс€, соль просыпал Ц с кем-то поссорюсь, 13-е число на п€тницу пришлось Ц вообще ужасЕ —ловом, начина€сь со стремлени€ прибавить уверенности, уменьшить страх перед будущим, суеверие погружает человека в ещЄ больший страх. ћожет, всЄ-таки следует вспомнить, что мы Ц не первобытные дикари, а современные цивилизованные люди? “огда точно жить будет спокойнее.

deb
»горь ѕереверзев

—уевери€ все это фигн€, но до дой поры пока в это не веришь. Ќе суевери€ имеют силу, а вера. ≈лена, написано, как всегда очень умно!)++

spe
ћилана √ейко

"¬ообще, человек суеверный Ц несчастнейший из людей" - полностью согласна!!!! ’ороша€ стать€! ))) +++++

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+