Во-первых, мы обижаемся, если события развиваются не так, как нам хочется. Вы хотите провести романтический вечер с мужем, приготовили шикарный ужин, а муж звонит и сообщает, что ему сегодня вечером обязательно надо съездить к своей маме, он обещал. Ваш сценарий нарушен, вечер безнадежно испорчен – вы обижены.
Во-вторых, если мы предъявляем к людям сильно завышенные требования. Общаясь с другими людьми, мы оцениваем их, нередко наделяя качествами, которых на самом деле у человека нет. В соответствии со своими представлениями и созданным образом, мы предъявляем к человеку требования на основе шаблонов, заложенных у нас внутри. В итоге нас часто подстерегают разочарования. Если мы поймем, что человек не должен соответствовать нашему представлению о нем – нам будет гораздо легче общаться. Конечно, гораздо тяжелее справиться с обидой, которая исходит от близкого человека. В этой ситуации, тем более не нужно дуться. Нужно поговорить, расставить все точки над і и обязательно простить. Прощая, мы избавляемся от обиды, а, следовательно, возвращаем себе душевное равновесие.
Еще нам кажется, что все люди всегда должны быть с нами обходительными и вежливыми. Бывает так, что коллега и не хотел обидеть, а просто неудачно пошутил. У вас с ним разное чувство юмора – он думал, что будет смешно, а вы обиделись. В этом случае не нужно дуться, накручивая себя, а нужно по возможности спокойно объяснить человеку, чем именно вам неприятны такие шутки. Не нужно делать далеко идущих выводов, что вас не уважают и всячески стараются унизить. А если коллега еще и попросил прощения, то нужно от души простить своего обидчика и поскорее забыть инцидент как не заслуживающий внимания.
А если вас действительно целенаправленно провоцируют и всячески стараются унизить, тут уж не надо сдерживать себя. Нужно хорошенько разозлиться и дать своему обидчику отпор (естественно в словесной, а не в кулачной форме). Нельзя проглатывать обиду и таить ее в себе. Ведь это негативная эмоция и сама по себе она никуда не денется! Не бойтесь выражать свои чувства. Разберитесь со своей обидой, постарайтесь понять почему именно эта ситуация вас так ранит. Обида не возникает без причины, и причина в основном кроется в нас самих. Разобравшись в себе, мы часто понимаем, что ситуация и яйца выеденного не стоит, а мы переживаем.
Бывает и так, что мы обижаемся на критику или замечания шефа. Этого уж совсем делать не стоит. Нужно адекватно отреагировать на замечение и сделать соответствующие выводы.
Конечно, степень нашей обидчивости зависит от нашего темперамента, характера, воспитания. Кто-то обижается больше, кто-то меньше. Кто-то таит обиду в себе, кто-то выплескивает свой гнев на окружающих. И то, и другое – неверно. Взрослый человек тем и отличается от эгоцентричного подростка, что может давать адекватную оценку своим поступкам и контролировать свои эмоции. Не стоит быть обидчивым! Конечно, любая обида – это боль. Бывает, что простить человека непросто. Но это необходимо сделать ради себя самого, ради сохранения своего физического и душевного здоровья.