icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Olek Lewandowsky
Обучение

СМИ. Что такое СМИ?

  • 32647
  • 14

СМИ. Что такое СМИ?

С
СМИ - «четвертая власть», которая информирует, развлекает или формирует? СМИ — средства массовой информации или, если быть более точным, средства массовой коммуникации. Ведь действительно, СМИ не только информируют, но именно служат средством коммуникаций в обществе. Изначально в русском языке термин так и определялся — средства массовой коммуникации, впрочем именно так и переводится английский термин «mass media». СМИ — это введенный с 70-х годов Отделом пропаганды ЦК КПСС термин, который представляет дословный перевод с французского «moyens d’information de masse».

Итак, СМИ это средство коммуникации, которое доносит словесную, визуальную или звуковую информацию до массового потребителя на постоянной основе. Деятельность и основные параметры СМИ, определяются в России и странах бывшего СССР законодательством: Конституцией, законами о СМИ, о рекламе, о языке, о доступе к информации и т. п. Например, в Российской Федерации, деятельность СМИ регулируют Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации», и Федеральные законы «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» и «О гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами».

Законодательством описаны основные определения и требования к СМИ. В России под средством массовой информации понимается периодическое печатное (сетевое) издание, теле- или радиоканал, теле-, радио-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, или любая другая форма распространения массовой информации с постоянной периодичностью под постоянным наименованием. СМИ должно выходить с периодичностью не менее одного раза в год, иметь тираж или количество просмотров не менее одной тысячи. Однако, регулировать СМИ в информационный век достаточно сложно, может быть поэтому в ряде стран (например, в США, Канаде, Великобритании, Голландии, Австралии и других) не существует специальных правовых норм по отношению к СМИ. Во Франции есть правовые нормы для журналистов и СМИ, но они разбросаны по разным кодексам и законам.

Традиционно, СМИ делили на печатные (на бумажных носителях) и электронные (телевидение и радио). Сейчас все большее число экспертов выделяют интернет в отдельный (третий) вид СМИ. Хотя разделение это весьма условно, так как постоянно меняющаяся информационная среда или стирает рамки между СМИ, или приводит к возникновению новых форм подачи информации.

Печатные СМИ — самая классическая форма средства массовой информации. Газеты, журналы, альманахи, информационные бюллетени — это далеко неполный перечень «печатного слова». В настоящее время переживают нелегкие времена, так как интернет отбирает у них все большую аудиторию. Однако, в тех же США, существуют (и довольно успешны в коммерческом отношении) газеты с историей более века. Правда эти издания научились использовать как развитие технологий (интернет-страницы), так и консервативность своих читателей.

Телевидение и радио — появились в 20-м веке и считаются СМИ с наиболее массовой аудиторией. Да и по влиянию на зрителей и слушателей тоже наиболее эффективны. Недаром народное название телевизора — зомбоящик. Но и здесь, как говорят опросы и рекламные бюджеты, интернет смело завоевывает себе место под солнцем.

Интернет. Обилие форм СМИ во всемирной сети невозможно перечислить не только из-за их количества, но и из-за постоянного изменения способов подачи информации. Например, еще недавно социальные сети были известны узкому кругу специалистов и наиболее продвинутым пользователям интернета, а сегодня без странички на популярном социальном ресурсе не могут обойтись ни президент, ни даже чиновник регионального уровня. А ведь те же  LinkedIn, MySpace и Facebook были запущены в 2003-2004 годы.

И, напоследок, - самой главной чертой современных СМИ стало их прямое влияние на жизнь людей. Средства коммуникаций не просто информируют, а зачастую напрямую определяют поведение людей. Процитируем одного из героев «арабской весны» в Египте Ваэля Гонима: «Это была Интернет-революция, Я назову это революцией 2.0.».

deb
Юрий Лобанов

"....не менее одной тысячи...." Однако, если тираж, количество просмотров или скачиваний от 1 до 999 экз. это тоже читается СМИ! Единственное различие в том, что имея тираж до 999 экз. это СМИ можно вовсе не регистрировать, при определенных условиях (Распространение в одном городе, микрорайоне, районе, СМИ не является политической и др.)

deb
Olek Lewandowsky

Юрий, правильно, есть много различных "заморочек" по определениям СМИ, особенно юридических. Я лично тоже считаю, что понятие СМИ должно определяться влиянием на аудиторию, а не цифрами тиража.

deb
Olek Lewandowsky

Дмитрий, огромное спасибо за оценку, особенно мыслей. Ваше мнение - один из лучших стимулов.

deb
Людмила Серебрякова

Сейчас СМИ-это пятая власть (от третья нога или пятое колесо к возу). Говорю Вам, как опытный СМИшник. Прочитала, было интересно узнать, кто ж я такая для простого человека. ++

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+