Итак, СМИ это средство коммуникации, которое доносит словесную, визуальную или звуковую информацию до массового потребителя на постоянной основе. Деятельность и основные параметры СМИ, определяются в России и странах бывшего СССР законодательством: Конституцией, законами о СМИ, о рекламе, о языке, о доступе к информации и т. п. Например, в Российской Федерации, деятельность СМИ регулируют Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации», и Федеральные законы «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» и «О гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами».
Законодательством описаны основные определения и требования к СМИ. В России под средством массовой информации понимается периодическое печатное (сетевое) издание, теле- или радиоканал, теле-, радио-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, или любая другая форма распространения массовой информации с постоянной периодичностью под постоянным наименованием. СМИ должно выходить с периодичностью не менее одного раза в год, иметь тираж или количество просмотров не менее одной тысячи. Однако, регулировать СМИ в информационный век достаточно сложно, может быть поэтому в ряде стран (например, в США, Канаде, Великобритании, Голландии, Австралии и других) не существует специальных правовых норм по отношению к СМИ. Во Франции есть правовые нормы для журналистов и СМИ, но они разбросаны по разным кодексам и законам.
Традиционно, СМИ делили на печатные (на бумажных носителях) и электронные (телевидение и радио). Сейчас все большее число экспертов выделяют интернет в отдельный (третий) вид СМИ. Хотя разделение это весьма условно, так как постоянно меняющаяся информационная среда или стирает рамки между СМИ, или приводит к возникновению новых форм подачи информации.
Печатные СМИ — самая классическая форма средства массовой информации. Газеты, журналы, альманахи, информационные бюллетени — это далеко неполный перечень «печатного слова». В настоящее время переживают нелегкие времена, так как интернет отбирает у них все большую аудиторию. Однако, в тех же США, существуют (и довольно успешны в коммерческом отношении) газеты с историей более века. Правда эти издания научились использовать как развитие технологий (интернет-страницы), так и консервативность своих читателей.
Телевидение и радио — появились в 20-м веке и считаются СМИ с наиболее массовой аудиторией. Да и по влиянию на зрителей и слушателей тоже наиболее эффективны. Недаром народное название телевизора — зомбоящик. Но и здесь, как говорят опросы и рекламные бюджеты, интернет смело завоевывает себе место под солнцем.
Интернет. Обилие форм СМИ во всемирной сети невозможно перечислить не только из-за их количества, но и из-за постоянного изменения способов подачи информации. Например, еще недавно социальные сети были известны узкому кругу специалистов и наиболее продвинутым пользователям интернета, а сегодня без странички на популярном социальном ресурсе не могут обойтись ни президент, ни даже чиновник регионального уровня. А ведь те же LinkedIn, MySpace и Facebook были запущены в 2003-2004 годы.
И, напоследок, - самой главной чертой современных СМИ стало их прямое влияние на жизнь людей. Средства коммуникаций не просто информируют, а зачастую напрямую определяют поведение людей. Процитируем одного из героев «арабской весны» в Египте Ваэля Гонима: «Это была Интернет-революция, Я назову это революцией 2.0.».