icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
ёли€ ƒворникова
ќкружающий мир

—мешные чукчи? »ли ещЄ факты о малых народах —евера.

  • 3263
  • 18

—мешные чукчи? »ли ещЄ факты о малых народах —евера.

 
 аждый из нас с детства помнит анекдоты про чукчей. » такие они смешные эти чукчи! » ничегошеньки не понимают в нашей, такой цивилизованной жизни!

—даЄтс€ мне, что и у чукчей были в ходу анекдоты про нелепых русских и им подобных, которые всЄ вечно сует€тс€, твор€т не-пойми-чего, и очень горд€тс€ своей кипучей де€тельностью.

ј разве так пристало жить нормальному человеку?

–азве так живут уважаемые ненцы, эвенки, долганы, энцы, чукчи, и другие коренные народы —евера?

Ќет, уважающие себ€ малочисленные народы крайнего —евера чт€т культуру и быт собственных народов, соблюдают и хран€т свои обычаи, стараютс€ вести ту хоз€йственную де€тельность и промыслы, которыми гордились ещЄ их предки!

—формировались эти народы более 400 лет тому назад, их истори€ и культура гораздо старше многих новообразованных культур народов «емли, но численность коренных народов севера –оссии в 20-х годах прошлого столети€ составл€ла всего пор€дка 200 000 человек, и состо€ла в основном из небольших этнических групп, насчитывавших от 200 до 10 000 человек, самую большую из которых составл€ли €куты Ц 50 000.

¬се народности, рассе€нные на огромной территории, вели кочевой образ жизни, занимались экстенсивным оленеводством, рыбалкой и охотой.

ѕо пон€тным причинам, на этой огромной территории промышленных предпри€тий по существу и не было, представителей других национальностей было незначительное меньшинство, да и те имели сомнительный культурный уровень.

ѕриход —оветской власти на русский —евер несколько задержалс€, этак, лет на 5-7. Ќо уже к концу 30-х годов в первичные кооперативы было вовлечено более 70% коренного населени€, а к началу 60-х в этих районах была окончательно завершена коллективизаци€.

ЂЅлагодар€ всесторонней поддержке и помощи государства народы русского —евера в течении одного поколени€ шагнули из каменного века к современным методам ведени€ народного хоз€йства и от общинно-родственных форм социальной организации перешли к современному образу жизни. “аким образом, этот путь ликвидации исторической отсталости €вл€етс€ наиболее перспективным и наиболее гуманным дл€ приобщени€ не порвавших ещЄ окончательно с первобытнообщинным строем коренных народов —евера к достижени€м современной науки, техники и культуры!ї *ѕравда —евера* 1968г.

Ќа самом деле плоды насильственной цивилизации имеют и отрицательные стороны, как это известно.

јгрессивный натиск чуждой дл€ коренных север€н культуры значительно отодвигает традиционную культуру на второй, а возможно и на дес€тый план, а то и вовсе вытесн€ет еЄ.

  примеру, жители —евера говор€т на 600 наречи€х. “очнее Ц говорили. ѕо недавним прогнозам специалистов, к середине нашего столети€ 90% Ђживущихї сейчас на —евере €зыков либо Ђугаснутї, либо окажутс€ в опасности полного исчезновени€.

 то-нибудь в курсе, что процесс Ђугасани€ї €зыка идЄт значительно быстрее, чем исчезновение отдельных видов растений или животных? Ђ”гасаниеї €зыка любого, даже самого малочисленного народа, - невозвратна€ потер€, т.к. этот €зык Ц часть мирового культурного наследи€.

—толетие, прошедшее под лозунгом борьбы с народным невежеством и суевери€ми, уже навсегда убило многие традиции малых народов (и не только —евера!). Ќародное искусство было прин€то считать примитивным и не заслуживающим особого внимани€, а приверженность к собственным традици€м Ц вообще признаком отсталости.

ѕрин€то считать, что эвенки, чукчи и пр. северные народы не имели письменности.

ƒа, они не могли обозначить буквенными значками предложение: Ђћама мыла рамуї, но с помощью хитроумных наузов и расположению кусочков меха с рыбьими косточками или цветных камушков, нанизанных в определЄнном пор€дке на определЄнный вид бечевы, они вполне могли сообщить, сколько рыбы выловили, или в каком становище сегодн€ праздник или беда. «ачем им кака€-то мама с непон€тной рамой? —ообщать надо о существенном!

Ќеобыкновенно интересны сказки и легенды этих древних народов, по ним можно узнать, как они понимали мир вокруг себ€ и откуда вз€лись и укрепились многие, странные на наш взгл€д, веровани€ или традиции.

“алантливых сказителей Ц хранителей уникальных легенд и традиций коренных народов —евера, с каждым годом становитс€ всЄ меньше, а вместе с ними уход€т и остатки уникальной культуры. ”же далеко не каждый эвенк или чукча сможет разобрать сложные ритуальные значени€ по украшени€м и вышивке на одежде, многие и не поймут значени€ танца или песни.

ƒа что там вышивка и танцы!

ћногие уже не смогут различить, чем рукавицы-д€пагды (тканевые) отличаютс€ от рукавиц-вагбангти (меховые), а ведь были ещЄ и дюпта Ц из рыбьей кожи!

ѕон€тно, сейчас в любом магазине можно найти прекрасные рукавички из новых, неизвестных раннее материалов, возможно, они будут даже теплей и удобнее, чем традиционные, ноЕ √рустно осознавать, что, отказыва€сь от традиционных искусств, народы —евера тер€ют свою индивидуальность, слива€сь с общей массой безликих, но очень цивилизованных людей.

ј уникальности этих народов можно только позавидовать!

ƒл€ начала, эти народы Ц насто€щие сыроеды, и не от слова Ђсырї, а от слова Ђсыроеї. ƒобавить к этому стоит и то, что они Ђсыро-м€со-рыбо-едыї.   тому же Ц Ђкровопийцыї.

¬ тех местах капусту с картошкой выращивать негде, да и некогда: надо посто€нно двигатьс€ следом за мигрирующим стадом оленей.

 оренные север€не никогда не ели овощей и фруктов! ќснова рациона: м€со, жир и рыба, можно €гел€ пожевать или лечебной коры дл€ разнообрази€, но €блочно-лимонный фрэш в их желудках никогда не булькал. ’очешь пить Ц снег; хочешь есть Ц жир или м€со.

» никакой цинги!

Ѕлагодар€ правильному питанию *по-чукотски*, зубам этих северных людей могли позавидовать канадские дантисты.

«убы Ц это важно, особенно с утра: задубелый от ночного мороза сапог (уг или унч) из кожи нерпы, кита или олен€ перед тем, как нат€нуть на ногу, надо тщательно разжевать. Ќет, не разм€ть руками, а именно Ц разжевать собственными зубами. — плохими зубами это плохо получитс€, однако!

—частлив тот, у кого помимо собственных зубов есть ещЄ зубы жены: она встанет пораньше и неспешно разжуЄт и сапоги мужа и свои.

 стати, знаменитые северные олени не €вл€ютс€ полностью одомашненными животными, так как не имеют Ђпосто€нной пропискиї. Ёто полудикие животные, ведущие кочевой образ жизни, питающиес€ не вкусно накошенным сеном, а подножным мхом-€гелем, и никогда не имеющие тЄплого стойла.

Ёто не олень прив€зан к человеку, а человек Ц к оленю. ќлень питаетс€ €гелем, а человек Ц оленем.

—амое вкусное блюдо из оленины - черп, это когда свежезабитому, правильно сказать Ђсвежеудушенномуї, оленю вспарывают брюхо, удал€ют кишки и ждут, когда тЄпла€ кровь наполнит полость живота. “еперь каждый может получить свой кусок печени, и, обмакнув его в тЄплую кровь, как в изысканный соус, съесть пр€мо тут же, у такого своеобразного стола, который ещЄ п€ть минут назад мычал и бегал.

ќстатки крови собираютс€ в чаши дл€ дальнейшей кулинарной обработки, а потом уже сама туша разделываетс€ на куски.

≈сть вид консервированного м€са Ц копальхем называетс€.

ѕри подобном консервировании очень важно соблюдать правило: тушка должна быть без внешних повреждений!

ѕосле удушени€ животного его топ€т в болоте. ѕроцесс разложени€, конечно, идЄт, но очень и очень медленно.

’ранитьс€ така€ Ђконсерваї может несколько дес€тилетий!

«ато любой клан жителей  райнего —евера может, заметив особую веху, достать копальхен и подкрепитьс€, если по каким-то причинам оголодал.

¬от тут вы€сн€етс€ ещЄ одна особенность организма малых народов Ц за долгие столети€ поедани€ копальхема они стали совершенно нечувствительны к трупному €ду и бактери€м ботулизма. Ќе берЄт их эта зараза и всЄ тут!

ћатушка-ѕрирода озаботилась выживанием своих *малых* детушек и нашла выход, снабдив их особыми механизмами выживани€.

ƒл€ цивилизованного человека хватит небольшого куска копальхема, чтобы с радостной улыбкой двинутьс€ навстречу предкам, а вот север€нин лишь блаженно рыгнЄт после сытного ужина.

Ѕыло дело, советское правительство даже издавало указ о запрете продажи копальхена неместным жител€м, но как-то на него и спроса особого никогда не было.

 азалось бы, кого можно удивить кашей?

ј вот эвенки, юкагиры, €куты и чукчи очень даже удив€т: их каши из рыбы.

„тобы каша получилась *знатной*, рыбу надо довести до положенной кондиции.

ƒл€ этого еЄ помещают в €му, выстеленную корой лиственницы и, закрыв сверху ещЄ одним слоем коры, засыпают землЄй.

  зиме чудо-рыбка превращаетс€ в чудо-кашку, которую либо добавл€ют в кип€щую воду (что-то наподобие ухи), либо ед€т просто так, перетира€ с €годкой голубикой или €годкой морошкой.

—реднестатистическому человеку подобное блюдо противопоказано так же, как и копальхен.

¬озможно, подобные блюда и покажутс€ излишне изысканными дл€ европейца, но именно благодар€ подобным блюдам (а перечисл€ть их можно долго), организм этих народов удовлетвор€ет свою потребность в витаминах и питательных веществах полностью и круглогодично.

ѕо сему, сохран€ютс€ эти традиционные необычные блюда до сих пор.

ј ещЄ коренные северные народы прекрасно разбираютс€ в травах и цветах родных мест, используют их удивительные свойства не только в качестве приправ к своим блюдам, но как лекарственные средства.

ƒоказано, что чем севернее *живЄт* растение, тем меньше в нЄм токсических веществ, а вот содержание витаминов в растени€х, произрастающих в «апол€рье, гораздо выше, чем в южных районах.

“ак что, если понадобилась кулинарна€ экзотика, то совершенно необ€зательно мчатьс€ в јфрику или  итай Ц достаточно проехатьс€ до Ѕаренцева мор€!

» Ђволшебныеї свойства пирамид можно вполне ощутить в привычных дл€ северных народов домах: чумах и иглах.

 стати, €ранга Ц это не отдельный тип жилища, это Ц чум, разделЄнный на две половины: тЄплую (полог) и холодную (чоттагин).

¬се жилища коренных север€н стро€тс€ по единому типу: множество (от 8 до 20) шестов став€тс€ конусом вокруг нарт, сверху покрываютс€ шкурами, оставл€€ вверху отверстие дл€ дыма от костра, который горит пр€мо внутри чума.

»глу стро€тс€ изо льда и снега, чаще всего округлой, *юртовской* формы, но вверху такой же Ђдымоходї и такие же нарты.

»нтересно, что нарты (сани) раздел€ютс€ на мужские (лЄгкие), женские (более удобные и более утеплЄнные) и хоз€йственные (с крышей и Ђбагажникомї). ¬ообще, конструкций этих самых нарт имеетс€ великое множество, впрочем, как и блюд национальной кухни.

—ама форма подобного жилища не просто напоминает формой пирамиду, но и имеет такое же воздействие на человека, как и сами пирамиды ≈гипта.

¬от мнение человека, доцента кафедры педагогики и психологии ямало-Ќенецкого окружного института, заведующей ямало-Ќенецкой лабораторией Ќ»», не устающей восхищатьс€ мудростью, талантами и красотой души северных народов, —усой ≈лены √ригорьевны:

Ђѕроживание в чуме вызывает сильное положительное и оздоровительное психотерапевтическое воздействие на нервную систему человеческого организмаї.

Ќо, мало иметь здоровое тело, надо ещЄ иметь и здоровый дух!

ѕоэтому не удивительно, что хоть и живут эти народы в современном мире, но большинство из них продолжает верить в своих добрых и злых духов, тесно св€занных с обожествлЄнными растени€ми и животными, св€то почитают пам€ть и заветы своих предков.

Ўаман в каждом племени Ц сродни доброму волшебнику или волхву, посредник между миром насто€щего и миром божеств, а камлать умеет чуть ли не каждый третий из живущих в становище.

язычники, однако!

  сожалению, коренные северные народы на данный момент наход€тс€ в состо€нии некой дестабилизации, если можно так выразитьс€, что вполне может привести к их полному исчезновению в св€зи с Ђрастворениемї и поглощением их в массе других народов, хот€ в наше врем€ ситуаци€ по-чуть начинает измен€тьс€ к лучшему.

≈щЄ один важный фактор, способствующий этой самой дестабилизации Ц алкоголизм, пришедший вместе с цивилизацией. »з отчЄта ћ¬ƒ –оссии по ямало-Ќенецкому округу за период 2012-2013г.:

Ђ  сожалению, одним из ключевых условий, детерминирующих преступность коренных малочисленных народов  райнего —евера, €вл€етс€ алкоголизаци€ данной группы населени€. —огласно оп€ть же данным статистики преступлений, совершенных представител€ми коренного населени€ за 12 мес€цев 2012-2013 года на территории ямало-Ќенецкого автономного округа, из 652 преступлений 289 совершено в состо€нии алкогольного опь€нени€ (при этом, больша€ часть Ђпь€ныхї преступлений (примерно 87 %) относитс€ к категори€м преступлений против жизни и здоровь€, а также против собственности).ї

—ейчас в быт малых коренных народов —евера стараютс€ вмешиватьс€, как можно меньше, предоставл€€ им право и возможность жить по своим древним традици€м и правилам, понима€, что только путЄм возрождени€ и поддерживани€ традиционных укладов, в зависимости от установок представителей коренного населени€, может (и должно!) спасти эту древнейшую и уникальнейшую попул€цию Ђстранныхї людей от исчезновени€.

≈сли всЄ получитс€ правильно, то мы сможем снова и снова вслушиватьс€ в удивительный тембр звучани€ варгана Ц инструмента столь древнего, что даже не установлено его точное происхождение.

Ќадо просто помнить, что у ханты-манси, которые €вл€ютс€ фактически самым древним народом, насел€ющим просторы бескрайнего крайнего —евера, само слово Ђхантыї означает просто - Ђлюдиї.


spe
¬ладислав „ерных

√лавное - в процессе жевани€ сапога не увлечьс€ и не сожрать его ))) Ѕыл у мен€ знакомый, работал вахтовиком в тех кра€х. √оворил, что к спиртному чукчи абсолютно непривычны, но падки до него неверо€тно. ¬ поселках алкоголь местным жител€м продавали только по субботам, по две емкости в руки. » вот картина - в субботний день выходит из магазина туземец, тут же срывает с бутылки дешЄвого портвейна пробку и пьет из горла. —разу же начинает вторую, но зачастую допить уже не успевает. ѕадает в снег и спит, благо в их одежде это не страшно. Ќедопитое тут же становитс€ добычей ещЄ трезвых соплеменников.

top
Halida Rojkova

 ак-то в ташкентском ћузее прикладного искусства была экспозици€ традиционных ремесел народов  райнего —евера. ¬от это было зрелище! “акой красоты - вышитой, вырезанной, сшитой - € ни до, ни после не видела. ќтлична€ стать€! ++++++++++++

spe
ёли€ ƒворникова

”вы, ¬ладислав!   сожалению, подобные сцены у магазинов не столь редки. ¬ организме север€н нет ферментов алкогольдегидрогеназы, разлагающих этиловый спирт, дл€ них водка самый насто€щий €д, по воздействию схожий с героином.

spe
ёли€ ƒворникова

ƒуша мо€! язык орнамента легче пон€ть и усвоить, чем чужую незнакомую речь, а рассказать надо многое! ”читыва€ наличие 600 наречий... ќтсюда и такое разнообразие и красочность! Ќеповторимые узоры!

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+