Чтобы помнить о важнейших земных событиях в жизни Христа и Богородицы, в православной традиции отмечают так называемые двунадесятые праздники, они разделяются на господские (относящиеся к Иисусу) и богородичные (посвященные Богородице). Исключение составляет Сретение Господне, которое относиться как к Христу, так и к Богородице. Двунадесятые праздники называются так потому, что их насчитывается всего двенадцать.
Господских праздников насчитывается восемь: Воздвижение Креста, Рождество Христово, Богоявление, Сретение, Преображение, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, Троица. Богородичных праздников всего четыре: Введение во храм, Успение, Благовещение и Рождество Богородицы. Такие праздники как Воздвижение Креста, Рождество Христово, Богоявление, Сретение, Преображение имеют не переходящие даты, т.е. отмечаются каждый год, в один и тот же день. Двунадесятые праздники имеют особые дни: предпразднество, попразднество и отдание праздника. Дни предпразднества подготавливают праздник. Попразднество - продолжение праздника. Отдание праздника - последний день праздника, который отличается особой торжественностью богослужения.
Перед двунадесятыми праздниками христианам следует исповедаться и причаститься. Накануне вечером следует посетить службу, а с утра прийти на литургию. В храмах в это время совершается всенощное бдение – богослужение, которое длиться с вечера. Оно состоит из вечерни, утрени и первого часа. На службе совершается благословение хлебов, (в память о событии насыщения пяти тысяч человек во время проповеди Христа), а так же елея и пшеницы. На богослужение нельзя опаздывать, нельзя уходить до его окончания, так как этим вы проявляете неуважение к дому Божьему и отвлекаете других от молитвы. Когда произносятся слова общего благословения («Мир всем», «Благодать Господа нашего Иисуса Христа»), нужно наклонить голову, не крестясь.
С 90-х годов стало очень модным посещать храм, участвовать в христианских обрядах, венчаться, креститься. Многие, следуя моде, не имеют понятия о происхождении, смысле, ритуалах того или иного праздника, оттого и ведут себя в храме некультурно, мешая другим. Хочется все же напомнить таким людям известную поговорку: «со своим уставом в чужой монастырь не ходят».
В католической традиции с размахом отмечается Рождество, именно в этот день верующие ожидают чудес, дарят друг другу подарки, а россияне отмечают этот день как продолжение Нового года. Отчего так происходит? Быть может, еще сильна в нас память о языческих обрядах или все дело в том, что Русь крестили силой? Почему русский народ с большим размахом отмечает Масленицу, а среди православных праздников больше любит Пасху? Почему вся Европа с особой торжественностью празднует Рождение Иисуса, а Россия – Воскрешение? Над этими вопросами стоит задуматься, хотя однозначного ответа на них нет.