- А вы в соседних кабинетах искали? Поищите, не стесняйтесь.
Наконец объявляется тетка в белом халате и с вселенской скорбью в глазах. Разговор с ней заслуживает, чтобы его воспроизвели в деталях, уж простите.
- Слушаю вас.
- У меня глаза воспалились.
- Ну, воспалились, дальше.
(Дальше рассказываю про весьма неприятные симптомы, которые я здесь опущу).
- Очки всегда носите?
- Нет, это из-за светобоязни. А так ношу только для работы. – И добавляю, хотя меня об этом не спросили: - +2.
Дальше – традиционная проверка по таблице. Странно, что один глаз видит хуже – наверно, из-за болезни. Это мои предположения, а доктор молчит. Подходят ли мне мои очки? Не пора ли что-то менять? Молчание.
- Что капали?
Называю капли, ожидая выговора за самолечение.
- Сколько раз?
- Раза три-четыре в день. Не помогает.
- Надо было шесть раз в день.
Молча выписывает рецепт (хотя нет, этот кривой клочок бумаги вряд ли можно назвать рецептом):
- Продолжайте капать свои капли и еще вот эти. Все.
Как все?
- Это конъюнктивит? – проявляю я осведомленность.
- Да, конъюнктивит.
- Это заразно?
- Что вы хотите услышать?
- Хочу услышать, могу ли я заразить маленьких детей?
- Да, можете. Отдельное полотенце, отдельная подушка.
- До свидания…
Может в моих воспаленных глазах, или же на лбу, написано, что я идиотка и мне можно хамить? Хотя хамить она мне не хамила. Пожаловаться, что ей невыносимо скучно общаться со мной – могут не понять…
Сколько стоит хамство, которое с завидным упорством сопровождает нас на каждом шагу? Если в денежном выражении – в поликлинике и по страховому полису оно отпускается абсолютно бесплатно. Самое ужасное, что и платная медицина не может гарантировать нам ни деликатного обращения, ни, что еще ужаснее, правильного лечения.
Также бесплатно оно в магазине, в котором в вас не увидят серьезного клиента.
- Можно подобрать размер в этой модели?
- У нас молодежные модели.
Значит ли это, что милая девушка, скучающая от отсутствия покупателей, сама решает, кому и что носить? Стоит ли ее хамство хоть сколько-нибудь? Ну, кроме того, что одного покупателя магазин уже потерял навсегда.
В магазине парфюма наблюдаю типичную сцену.
- Где у вас можно посмотреть такую-то линию?
- Девушка, это очень дорогая косметика.
- Не ваше дело, сколько я собираюсь потратить. Ваше дело – показать.
Молодец, так и надо. Никак не научусь гавкать в ответ на гавканье. Максимум, что я, бездарь, умею – развернуться и уйти и никогда не возвращаться. Вот разве что в этом и заключаются потери хамов. Я в очередной раз удостоверюсь, что в поликлинику не надо ходить, надо искать знакомых или заплатить. Я по-прежнему буду одеваться в одном магазине, пусть и очень дорогом, в котором мне всегда подберут платье по мне, и уж никогда не намекнут на возраст. И так далее, и так далее.
Но дело-то не в этом. Сколько стоит хамство – это вопрос не к хамам, а к нам самим. Сколько нервов и здоровья мы тратим, позволяя недостойным нас людям обращаться с нами неуважительно? Измеряется ли это деньгами? Разумеется, нет. Пожалуй, имеет резон противопоставить всеобщему хамству новую платежную единицу – чувство собственного достоинства. Иначе не будет этому конца.