Современный закон не ограничивает количество браков – вы можете выходить замуж, вдоветь или разводиться и снова выходить замуж сколько угодно, никто вам этого не запретит (разве что очередной избранник задумается, отчего умерли десять его предшественников). При этом не имеет значения, выходите ли вы замуж за того, с кем когда-то развелись, или за другого мужчину. Такую же свободу действий закон предоставляет мужчине.
В религиях вопрос о повторных браках решается по-разному. Если вы православная христианка, вы имеете право выйти замуж вторично после смерти мужа, и даже в третий раз, если снова овдовеете. Но следует понимать, что это не столько разрешение, сколько снисхождение к человеческой слабости, второй и третий браки уже предполагают некоторые ограничения (мужчина, всерьез решивший стать священником, на вдове не женится, иначе путь к рукоположению будет для него закрыт). Но если и третий муж умер, в дальнейшем у вас может быть сколько угодно гражданских мужей (не путать с сожителями!), но венчать с ними вас уже не станут - супругами перед Богом вы не будете.
Развода Православная церковь не предполагает вообще, но церковный брак может быть аннулирован, если он фактически прекратил существование. В этом случае виновник развода теряет право на повторный христианский брак, а пострадавшая сторона может получить разрешение – не сразу, исполнив епитимью, и чин благословления нового брака будет отличаться от обычного венчания (в него будут включены покаянные молитвы). В любом случае, после разрушения семьи вам придется обратиться к епископу, который, взвесив все за и против, определит, разрешать ли вам новый брак и какую епитимью назначать. Все то же самое относится и к мужчинам.
Несколько строже католическая церковь: выйти замуж повторно можно после смерти мужа, но не в случае распада семьи – даже если в разводе целиком и полностью виновен муж. Фактически, в католицизме расторжение брака вообще невозможно – но этот постулат нередко обходили европейские монархи, не расторгая брак, а объявляя его недействительным (в этом случае повторный брак не запрещался).
Ислам не ограничивает количество повторных браков, но в этой религии существует один нюанс, связанный с временным разводом. Это значит, что супруги могут расстаться на время (но при этом продолжая проживать в одном доме) – до завершения трех месячных циклов у жены, до рождения ребенка, если она беременна, или на три месяца, если менструаций у нее уже нет (по возрасту). В течение этого срока брак может быть восстановлен. Так можно сделать дважды, но если дело дошло до третьего развода, он должен быть окончательным. После окончательного развода брак восстановить все-таки можно, но для этого необходимо, чтобы женщина вышла замуж за другого, а затем овдовела или развелась – но этот брак должен быть настоящим, а не фиктивным, заключенным только ради восстановления прежнего брака.
А что можно сказать с психологической точки зрения?
Конечно, идеальный вариант – это единственный (причем единственный для обоих супругов) брак на всю жизнь, до глубокой старости. В отличие от всех прочих идеалов, такой вариант вполне достижим в реальности – все мы встречали множество «живых доказательств», а многие из нас сами таковыми являются.
К сожалению, в жизни случается всякое – смерть иной раз забирает далеко не старых людей, и никто не осудит молодую женщину, которая, пережив удар судьбы, найдет счастье в новом браке. То же самое можно сказать и о женщине, чей муж бросил семью, спился или пристрастился к наркотикам: он сам решил свою судьбу, и никто ради него жертвовать собой не обязан.
Сомнения возникают там, где речь заходит о третьем и тем более – о четвертом браке. Можно ошибиться – не разглядеть вовремя негодяя – но если женщину бросили уже три мужа, напрашивается вопрос: не дает ли она сама к этому повод? Если раз за разом новый муж оказывается пьяницей или наркоманом – не выбирает ли женщина один и тот же человеческий тип, далеко не лучший? Такой женщине не помешает обратиться к психологу, чтобы разобраться в себе, понять, какую ошибку она каждый раз совершает. Это может быть, например, принятие психологической роли «жертвы» или «жены-матери».
Женщине, похоронившей нескольких мужей, можно только посочувствовать. Бывают в жизни такие трагические случайности – но закономерности, к сожалению, тоже бывают. Мы сейчас не имеем в виду преступниц, которые извлекают выгоду из «случайной» гибели каждого следующего мужа, искусно заметая следы. В «проклятия» и «порчу» мы с вами, конечно, не верим. Но представим себе молодую особу, которую привлекает вариант «муж-отец» – мужчина почтенного возраста вполне может не выдержать «постельных подвигов» с молодой женой – и такая ситуация может повториться с интервалом в год-другой. Всем известно, какую роль играют постоянные стрессы, неблагоприятная психологическая атмосфера в семье в развитии сердечно-сосудистых заболеваний, и если мужья у некой дамы с завидной регулярностью умирают от инфаркта или инсульта – не исключено, что дело в ее характере.
В заключении хотелось бы привести слова одного православного священника: брак подобен скотчу, в первых раз приклеивается замечательно, второй раз – уже не так крепко, и чем дальше, чем хуже, пока совсем не перестанет приклеиваться. Таким образом, лучший вариант – это одно замужество на всю жизнь. Предел – это второе замужество, вопрос о котором встает в результате трагических или даже страшных обстоятельств.