icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Halida Rojkova
Интересные факты

Сколько портретов было написано при жизни Пушкина?

  • 1480
  • 2

Сколько портретов было написано при жизни Пушкина?

К
Каждый художник, хоть раз в жизни, но писал портрет великого поэта. Наверное, поэтому их число давно уже перевалило за тысячу. А вот при жизни Пушкина было создано всего девять портретов, и только для четырех из них он позировал.

Одни исследователи утверждают, что первый портрет был написан неизвестным крепостным живописцем. А другие приписывают авторство непрофессионалу. Ксавье де Местр был частым гостем в доме Пушкиных и любил побаловаться кистью. На небольшой миниатюре изображен трехлетний ребенок. Это не парадный, как было принято в то время, портрет. Личико очень серьезное, волосы гладко причесаны и очень светлые. Биографы нашли сведения о том, что в детстве Александр Сергеевич был почти блондином.

На втором портрете Пушкин – подросток. Это гравюра из меди. Ее автор Егор Иванович Гейтман. А вот портрет написал С.Г. Чириков, а модную в то время байроническую мечтательность собственноручно добавил К. Брюллов. Так что получилось смешение стилей. Кстати, портрет Пушкину не нравился. К тому же, увидев его напечатанным в издании «Кавказского пленника», поэт выразил недовольство. Оно легко объяснимо. Пушкину в это время было уже 23 года, а на портрете – почти дитя.

Пушкин – один из немногих русских поэтов, которые были удостоены славы и восхищения еще при жизни. С осени 1826 до лета 1828 года поэт буквально «купается» в лучах своей известности. Именно в этот период он пишет свои самые лучшие произведения. И тогда же появляются наиболее удачные его портреты.

В 1837 году в Москве Пушкин сам заказывает В.А. Тропинину свой портрет. Это подарок другу. Восхищенный С.Соболевский велит сделать уменьшенную копию – не желает расставаться с портретом даже в путешествиях. Портрет, написанный Тропининым, пропал и был найден в меняльной лавке спустя 20 лет.

Художник отказался «править» свою работу, посчитав это кощунством. То, что написано с самого Пушкина, священно и правке не подлежит. Тропининский портрет – это Пушкин в домашнем халате. Цвета картины – коричневый и темно-зеленый. Ничего не отвлекает от лица поэта. Оно одухотворено и очень узнаваемо. Пушкин любил этот портрет и считал, что на нем он более всего на себя похож.

А вот портрет работы О. Кипренского, написанный в августе 1827 года, считал парадным, а себя неузнаваемым. Знаменитая его реплика: «Орест, друг милый, ты мне польстил», - говорит сама за себя. Почему-то именно этот портрет так любят помещать во все учебники и собрания сочинений. Да не нуждается Пушкин в приукрашивании! Задайте любому человеку вопрос, спросите, красив ли Пушкин? Задумаются и сразу не ответят. Почему? Да потому, что нет никакой разницы, красив он или нет. Он – Пушкин, и этим все сказано!

В 1828 году А. Дельвиг, один из верных лицейских друзей поэта, готовит к изданию альманах «Северные цветы на 1828 год». Конечно, там будут помещены стихи Пушкина и, по традиции, туда требуется поместить портрет. Дельвиг заказывает Н. Уткину гравюру с портрета, написанного Кипренским.

Специалисты считают, что эти две работы имеют очень большие отличия. Поэт на гравюре проще, человечней. Наш милый Пушкин, такой, каким мы его любим. Во всяком случае, Александр Сергеевич эту гравюру признал и часто помещал ее перед своими произведениями.

Гюстав Гиппиус в том же 1828 году создает литографию. В этом портрете нет поэтической возвышенности и знаменитой утонченности поэта. Черты лица, хотя и выразительны, но очень холодны. Это объясняется тем, что Гиппиус Пушкина не знал, стихов его не читал, и любоваться его гением не считал для себя нужным. Что увидел, то и воспроизвел.

Английский художник Томас Райт дважды приезжал в Россию. Гравюра на стали была создана им в 1837 году. Отменное сходство оригинала и портрет было отмечено всеми. Кроме того, это последнее прижизненное изображение поэта. Здесь уже нет никакой детскости и восторженности, ушли в небытие свойственные Пушкину насмешливость и веселость. Репин считал, что на этом портрете он выглядит как общественный человек, обладающий государственным умом. Но это его субъективное мнение.

Увидеть, каким был великий поэт на самом деле, можно только на его посмертной маске, выполненной К. Балининым и скульптором С. Гальбергом. Ее ценность в том, что это единственное документальное свидетельство о строении лица поэта.

Всем вышеперечисленным художникам несказанно повезло. Они или писали Пушкина с натуры, или были с ним знакомы. И не будем говорить о полном сходстве или отсутствии такового. У художников есть замечательная фраза, позволяющая им презреть правила идентификации. Я его так вижу!

Каждый из них видел Пушкина по-своему, и каждому он был необычайно дорог.

spe
Лариса Попруга

Интересная статья, а оценок нет? Я свою статью о Кипренском начала с упоминания о Пушкине)))

top
Halida Rojkova

Я тоже удивилась, но отнесла это ко всеобщему отсутствию интереса к биографии поэта.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+