icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Halida Rojkova
»нтересные факты

—колько портретов было написано при жизни ѕушкина?

  • 1975
  • 2

—колько портретов было написано при жизни ѕушкина?

 
 аждый художник, хоть раз в жизни, но писал портрет великого поэта. Ќаверное, поэтому их число давно уже перевалило за тыс€чу. ј вот при жизни ѕушкина было создано всего дев€ть портретов, и только дл€ четырех из них он позировал.

ќдни исследователи утверждают, что первый портрет был написан неизвестным крепостным живописцем. ј другие приписывают авторство непрофессионалу.  савье де ћестр был частым гостем в доме ѕушкиных и любил побаловатьс€ кистью. Ќа небольшой миниатюре изображен трехлетний ребенок. Ёто не парадный, как было прин€то в то врем€, портрет. Ћичико очень серьезное, волосы гладко причесаны и очень светлые. Ѕиографы нашли сведени€ о том, что в детстве јлександр —ергеевич был почти блондином.

Ќа втором портрете ѕушкин Ц подросток. Ёто гравюра из меди. ≈е автор ≈гор »ванович √ейтман. ј вот портрет написал —.√. „ириков, а модную в то врем€ байроническую мечтательность собственноручно добавил  . Ѕрюллов. “ак что получилось смешение стилей.  стати, портрет ѕушкину не нравилс€.   тому же, увидев его напечатанным в издании Ђ авказского пленникаї, поэт выразил недовольство. ќно легко объ€снимо. ѕушкину в это врем€ было уже 23 года, а на портрете Ц почти дит€.

ѕушкин Ц один из немногих русских поэтов, которые были удостоены славы и восхищени€ еще при жизни. — осени 1826 до лета 1828 года поэт буквально Ђкупаетс€ї в лучах своей известности. »менно в этот период он пишет свои самые лучшие произведени€. » тогда же по€вл€ютс€ наиболее удачные его портреты.

¬ 1837 году в ћоскве ѕушкин сам заказывает ¬.ј. “ропинину свой портрет. Ёто подарок другу. ¬осхищенный —.—оболевский велит сделать уменьшенную копию Ц не желает расставатьс€ с портретом даже в путешестви€х. ѕортрет, написанный “ропининым, пропал и был найден в мен€льной лавке спуст€ 20 лет.

’удожник отказалс€ Ђправитьї свою работу, посчитав это кощунством. “о, что написано с самого ѕушкина, св€щенно и правке не подлежит. “ропининский портрет Ц это ѕушкин в домашнем халате. ÷вета картины Ц коричневый и темно-зеленый. Ќичего не отвлекает от лица поэта. ќно одухотворено и очень узнаваемо. ѕушкин любил этот портрет и считал, что на нем он более всего на себ€ похож.

ј вот портрет работы ќ.  ипренского, написанный в августе 1827 года, считал парадным, а себ€ неузнаваемым. «наменита€ его реплика: Ђќрест, друг милый, ты мне польстилї, - говорит сама за себ€. ѕочему-то именно этот портрет так люб€т помещать во все учебники и собрани€ сочинений. ƒа не нуждаетс€ ѕушкин в приукрашивании! «адайте любому человеку вопрос, спросите, красив ли ѕушкин? «адумаютс€ и сразу не ответ€т. ѕочему? ƒа потому, что нет никакой разницы, красив он или нет. ќн Ц ѕушкин, и этим все сказано!

¬ 1828 году ј. ƒельвиг, один из верных лицейских друзей поэта, готовит к изданию альманах Ђ—еверные цветы на 1828 годї.  онечно, там будут помещены стихи ѕушкина и, по традиции, туда требуетс€ поместить портрет. ƒельвиг заказывает Ќ. ”ткину гравюру с портрета, написанного  ипренским.

—пециалисты считают, что эти две работы имеют очень большие отличи€. ѕоэт на гравюре проще, человечней. Ќаш милый ѕушкин, такой, каким мы его любим. ¬о вс€ком случае, јлександр —ергеевич эту гравюру признал и часто помещал ее перед своими произведени€ми.

√юстав √иппиус в том же 1828 году создает литографию. ¬ этом портрете нет поэтической возвышенности и знаменитой утонченности поэта. „ерты лица, хот€ и выразительны, но очень холодны. Ёто объ€сн€етс€ тем, что √иппиус ѕушкина не знал, стихов его не читал, и любоватьс€ его гением не считал дл€ себ€ нужным. „то увидел, то и воспроизвел.

јнглийский художник “омас –айт дважды приезжал в –оссию. √равюра на стали была создана им в 1837 году. ќтменное сходство оригинала и портрет было отмечено всеми.  роме того, это последнее прижизненное изображение поэта. «десь уже нет никакой детскости и восторженности, ушли в небытие свойственные ѕушкину насмешливость и веселость. –епин считал, что на этом портрете он выгл€дит как общественный человек, обладающий государственным умом. Ќо это его субъективное мнение.

”видеть, каким был великий поэт на самом деле, можно только на его посмертной маске, выполненной  . Ѕалининым и скульптором —. √альбергом. ≈е ценность в том, что это единственное документальное свидетельство о строении лица поэта.

¬сем вышеперечисленным художникам несказанно повезло. ќни или писали ѕушкина с натуры, или были с ним знакомы. » не будем говорить о полном сходстве или отсутствии такового. ” художников есть замечательна€ фраза, позвол€юща€ им презреть правила идентификации. я его так вижу!

 аждый из них видел ѕушкина по-своему, и каждому он был необычайно дорог.


spe
Ћариса ѕопруга

»нтересна€ стать€, а оценок нет? я свою статью о  ипренском начала с упоминани€ о ѕушкине)))

top
Halida Rojkova

я тоже удивилась, но отнесла это ко всеобщему отсутствию интереса к биографии поэта.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+