icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
ћарк Ѕлау
ћучают вопросы? ”знай

—колько падеже в русском €зыке? Ўесть? ƒес€ть?

  • 5713
  • 5

—колько падеже в русском €зыке? Ўесть? ƒес€ть?

 
 ак известно, русский €зык считаетс€ €зыком сложным. ¬се Ђпрелестиї европейских €зыков в нем имеют место быть. “ут и сво€ письменность, тут и несоответствие того как написано и как произноситс€. Ќа украинском €зыке, к примеру, писать диктанты в школе было просто удовольствием.  ак слышишь, так пишешь! “ут и отсутствие артиклей. ≈сли кто-то думает, что с артикл€ми €зык становитс€ более запутанным, он не прав. ѕросто мы привыкли. ј иностранцу без артиклей приходитс€ довольно долго разбиратьс€, о каком предмете идет речь в данном предложении.

—истема склонений и спр€жений русского €зыка тоже не радует учащихс€.  уда там английской или немецкой системе времен глаголов! “ри рода, три склонени€, три времени, три спр€жени€ Ц уже одного этого достаточно, чтобы сойти с ума. ј ведь есть еще виды глаголов: совершенный и несовершенный.  то-нибудь даже из тех, дл€ кого русский €зык родной, чувствует эту межвидовую разницу? ≈сли смотреть с этой непокоримой грамматической вершины на турецкий €зык, просто зависть берет. ¬ турецком €зыке нет ни родов, ни склонений.

“ех же падежей в русском €зыке больше, чем во всех соседних €зыках, исключа€ разве что финский, эстонский и венгерский. ÷елых шесть!

ј сколько в русском €зыке исключений! ”чишь любое правило и подозреваешь, что из этого правила всегда найдетс€ несколько исключений. » ведь, в самом деле, предчувстви€ не обманывают! Ќа этом фоне такие €зыки, как арабский и иврит, радуют своей стройностью, простотой и почти абсолютным отсутствием исключений.

¬прочем, иногда оказываетс€, что некоторые исключени€ из правил €вл€ютс€ следствием того, что правила эти плохо или неполно сформулированы. ¬от, к примеру, ученые-€зыковеды говор€т, что в русском €зыке на самом деле не шесть падежей, а гораздо больше. ћногие из этих падежей из грамматики исключили, чтобы облегчить ее, грамматики, изучение. ¬ результате многие как бы несуществующие падежи проход€т по разр€ду исключений.

–еальное количество русских падежей колеблетс€ в зависимости от того, что считаетс€ падежами. Ќо если брать по максимуму, лингвисты насчитывают в русском €зыке 14 падежей. „то же это за падежи?

ѕервые 6 падежей мы все изучали в школе на уроках русского €зыка.

1) »менительный. ќтвечает на вопросы Ђкто? что?ї

2) –одительный. ќтвечает на вопросы Ђкого? чего?ї (Ќет кого? чего?)

3) ƒательный. ќтвечает на вопросы Ђкому? чему?ї (ƒать кому? чему?) ќпредел€ет конечный объект действи€.

4) ¬инительный. ќтвечает на вопросы Ђкого? что?ї (¬идеть кого? что?) ќбозначает непосредственный объект действи€.

5) “ворительный. ќтвечает на вопросы Ђкем? чем?ї (“ворю кем? чем?) ќпредел€ет инструмент, и потому иногда его называют инструментальным.  роме того этот же падеж определ€ет некоторые виды временной принадлежности (днем, ночью);

6) ѕредложный. ќтвечает на вопросы Ђо ком? о чем?. (ƒумать о ком, о чЄм?)

Ќиже перечислены те падежи, которые в школе не учат, но которые, между тем, в €зыке присутствуют.

7) «вательный. ”потребл€етс€ при обращении к другому человеку. Ётот падеж имеетс€ в украинском €зыке. ѕомните, с чего начинаетс€ повесть Ќ.√огол€ Ђ“арас Ѕульбаї? Ђј поворотись-ка, сынк”!ї Ѕыл этот падеж и в церковно-слав€нском €зыке. ќт него в русском осталось только несколько форм с €вным церковным Ђпривкусомї: ЂЅоже!ї Ђќтче!ї

Ќо не только этими формами ограничено употребление звательного падежа в русском €зыке. ћы довольно часто измен€ем слова при обращении к другому человеку, обреза€ их окончани€: ћам! ѕап! ƒ€дь ¬ань! “оже вид склонени€.

8) ћестный падеж. ќтвечает на вопросы Ђгде? на чем? при с чем?ї ќбычно слова в местном падеже употребл€ютс€ с предлогами Ђприї, Ђнаї и Ђвї. Ќа шкафу (а не Ђна шкафеї), на ”краине.  стати, и Ђв ”краинеї Ц тоже разрешенна€ форма местного падежа.

9) –азделительный падеж. ”потребл€етс€, когда из чего-то целого беретс€ часть. ќтвечает на вопрос Ђчего?ї (вз€ть часть чего?) Ётот падеж не примен€етс€ к одушевленным предметам. ¬ случае же его применени€ к неодушевленным предметам, форма слова отлична от формы родительного падежа, с которым разделительный падеж св€зан. ¬ыпить чаю (не Ђча€ї!), съесть клюквы (не Ђклюквуї!), задать жару, прибавить ходу.

10) —четный падеж встречаетс€ в словосочетани€х с числительными: ƒва часј (не Ђдвое часовї!), сделать четыре шагј (не Ђшјгаї).

11) ќтложительный падеж определ€ет начальную точку движени€: из дом” (не Ђиз домаї!), из лес” (не Ђиз лесаї!). ѕри этом существительное становитс€ безударным, а ударение падает на предлог. ѕомните стихотворение, учили в детстве? Ђя »з лесу вышел; был сильный морозї.

12) Ћишительный падеж используетс€ только в отрицательных оборотах: не хочу знать правды (не правду!).

13) ∆дательный падеж €вл€етс€ как бы промежуточным между родительным и винительный падежом. ќтвечает на вопрос Ђждать кого? чего?ї. ∆дать письма (а не Ђписьмої), ждать наказани€ (а не Ђнаказаниеї!), ждать у мор€ погоды (а не Ђпогодуї!).

14) ¬ключительный падеж. Ётот падеж €вл€етс€ производным от винительного. ќн отвечает на вопрос Ђв кого? во что?ї. ќбычно употребл€етс€ там, где подразумеваетс€ присоединение к какой-либо группе: € бы в летчики пошел, вз€ть в жены, годитьс€ в сыновь€.

 ак видим, по€вление новых падежей узаконило формы слов, которые без этого числились бы по разр€ду исключений. «ато таблица падежей, которую бы нам пришлось учить в школе на уроках русского €зыка, увеличилась больше, чем вдвое. „то лучше? Ёто вопрос скорее всего философский.

— другой стороны, русский €зык совсем не застыл в каких-то определенных, раз и навсегда отлитых, формах. ≈му есть куда развиватьс€. ј как, каким путем, пойдет это развитие? ƒл€ того, чтобы определить это, и работают филологи.

»ли ¬ы считаете, что они не работают?


top
Halida Rojkova

–абота, достойна€ быть отмеченной на ”ченом совете кафедры университета. +++

mas
≈вгений Ѕагдерин

Ѕлест€щее исследование.  ак часто ругаю себ€ за то, что был слишком беспечен и слишком самоуверенным на уроках русского €зыка!

¬о дни сомнений, во дни т€гостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский €зык! Ќе будь теб€ - как не впасть в отча€ние при виде всего, что совершаетс€ дома?
Ќо нельз€ верить, чтобы такой €зык не был дан великому народу!
»ван —ергеевич “ургенев

pro
—емен ÷ыгановский

ƒа, когда €зык - родной, многие вещи кажутс€ простыми и очевидными. ќднако, в любом €зыке много загадок!

spe
ёли€ ƒворникова

ј мы заучивали падежи по стишку:
»ван
–одил
ƒевчонку
¬елел
“ащить
ѕелЄнку

Ќе просто стать€ - насто€щий научный труд! —пасибо и - в блокнотец!+++

pro
“амара ћеркулова

“о есть, получаетс€, что падеж - пон€тие относительное. ѕадежей может быть больше, может быть меньше?

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+