icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Ќадежда Ћимонникова
 ультура и искусство

—казка. „то такое сказка?

  • 18427
  • 10

—казка. „то такое сказка?

≈сть такие слова в русском €зыке, которые способны перенести нас в далЄкие фантастические страны и вернуть на короткое врем€ в детство. —реди подобных слов самым сладким и волшебным €вл€етс€ слово сказка.

» пусть филологи говор€т, что сказка - это один из древнейших народных жанров, повествующий о фантастических событи€х, поучающий или развлекающий, мы всЄ равно вспомним своЄ детство, когда наши бабушки и дедушки, папы и мамы рассказывали или просто читали из толстых книжек волшебные истории. ќдни из них мы выучили наизусть и потом без вс€ких подсказок рассказали своим дет€м, другие - просто остались где-то в глубинах нашего подсознани€.

» этот процесс передачи иногда кажущихс€ нам довольно-таки глупыми историй продолжаетс€ уже в течение тыс€челетий. ≈го не может остановить даже прогресс, который всЄ больше делает нас зависимыми от техники.

¬ чЄм же тайна сказки? ѕочему сказки живут и передаютс€ из поколени€ в поколение?

—казки обо всЄм

ѕопул€рность сказок и их фантастическа€ жизнеспособность заключаетс€ в первую очередь в их универсальности. —казки придуманы обо всЄм, что известно человеку и даже неизвестно.

‘илологи же дел€т сказки на несколько видов. ќни выдел€ют

  • сказки о животных,
  • волшебные сказки,
  • авантюрные сказки,
  • бытовые сказки.

¬се эти виды сказок объедин€ет одно: их основа - вымысел.

—казки о животных

»х считают самыми древними из всех существующих, потому что они могли зародитьс€, по мнению учЄных, только у народов, которые занимались охотой. »значально это были рассказы о таких животных, которые обладали некоторыми магическими свойствами.

¬сех животных делили на покровителей рода и врагов, что позвол€ло рассказчику надел€ть их человеческим поведением и такими качествами, как глупость и хитрость, доброта и коварство. ¬ итоге мы сейчас рассказываем сказки, в которых лисица преимущественно хитра€, а волк - глупый.

¬олшебные сказки

¬олшебные сказки очень близки к мифам. ќни такие же древние, как и сказки о животных, но в них до наших дней сохранились представлени€ предшествующих поколений о мире, силах природы, которые представл€лись им в виде добрых и злых духов, о человеке и том месте, которое он занимает во ¬селенной.

— течением времени, когда знани€ человека становились всЄ обширнее, видоизмен€лась и волшебна€ сказка. ¬ ней стали на первое место выходить эстетические и нравственные идеалы того или иного народа.

ƒл€ волшебной сказки характерен герой, ищущий справедливость и способный полюбить за красоту души л€гушку или чудовище. ѕри этом добро в сказках бескорыстно. ¬о многих сказках встречаютс€ такие эпизоды, когда отрицательный герой пытаетс€ сделать точно так же, как это делает положительный герой, но у него ничего не выходит, а результат получаетс€ противоположный: злой персонаж или терпит неудачу, или просто-напросто гибнет.

јвантюрные сказки

Ётот вид сказок очень близок к волшебным, но главное отличие авантюрных сказок заключаетс€ в том, что герой решает трудные задачи, благодар€ находчивости и уму, а не каким-либо волшебным силам.

Ѕытовые сказки

¬ бытовых сказках отражаетс€ то врем€, в которое они были придуманы. ќни отличаютс€ своей едкой сатирой, высмеивающей социальную несправедливость. Ѕытовые сказки обычно имеют однолинейный сюжет, не слишком длинный по содержанию. √ерои бытовых сказок испытывают самые простые переживани€. ќбычно в таких сказках нет описаний приключений или путешествий, и всЄ действие происходит в одном городе или деревне, а герои сказки - вполне обычные люди.

—казки и эпоха романтизма

Ќе смотр€ на то, что сказка своими корн€ми уходит в глубокую древность, изучать и собирать сказки стали только в начале XIX века. “огда в литературе, да и в искусстве в целом, господствовало направление романтизма. »менно романтики заметили в сказке мечты о будущем и веру в то, что добро победит.

¬ результате сказки начали собирать и записывать. ѕри чЄм этот процесс началс€ во всех странах мира.

—ходство сказочных мотивов

¬ разных странах мира мы можем встретить похожие сказочные мотивы. Ёто объ€сн€ют тем, что сказка возникла в похожих исторических услови€х и не слишком отличающейс€ социальной среде. “ак, у многих народов можно найти сказки о младшем сыне-дурачке, о падчерице, о мужике, ставшем королЄм и справедливо прав€щем страной, о животных - чудесных помощниках человека.

Ќо некоторые сказки обладают и €ркими национальными чертами. Ќапример, на английские сказки большое вли€ние оказали рыцарские романы. “олько в них мы можем встретить сюжеты, которые св€заны с морскими путешестви€ми, и героев, стрем€щихс€ всЄ сделать "шиворот-навыворот".

‘ранцузские сказки обладают из€ществом и иронией. ¬ них даже наказание злых героев см€гчаетс€ насмешливыми фразами с ироническим подтекстом.

Ќа –уси широкое распространение получили бытовые и сатирические сказки, высмеивающие цар€ и бо€р, зачастую рифмованные и имеющие балагурную концовку.

”стойчивость сказки

«а века своего существовани€ сказка обрела множество устойчивых черт, среди которых можно выделить:

  • свободное распор€жение пространством и временем ("ƒолго ли, коротко ли, прошло три года");
  • закрепление волшебных предметов и фантастических образов (волшебные гребешок и кольцо, Ѕаба-яга и  ащей Ѕессмертный);
  • троичность действи€, повторы вопросов, заклинаний;
  • эпитеты и сам строй речи героев;
  • герои заранее наделены известными слушателю чертами характера, которые определ€т их поведение.

¬се эти элементы повтор€ютс€ из сказки в сказку, но это не может наскучить слушателю/читателю, а наоборот имеет некую магическую власть над ним.

Ћитературна€ сказка

ѕисатели давно интересовались сказками и начали их использовать ещЄ до того, как они вошли в литературу и стали записыватьс€ фольклористами и издаватьс€. ѕисатели по-разному пользуютс€ этим ценным кладезем народной мудрости. ќдни рассказывают их по-своему, как это делали ј.—. ѕушкин, Ў. ѕерро, Ё. Ћабуле, √.’. јндерсен. ƒругие делают сказки частью романов и других произведений (сказка про обжору √аргантюа в романе ‘. –абле "√аргантюа и ѕантагрюэль"). “ретьи - используют лишь мотивы сказок (». √Єте "‘ауст", ¬. Ўекспир "√амлет").

∆изнь сказки на этом не замерла и не остановилась. ‘ольклористам по-прежнему есть, что изучать, потому что в глубинке ещЄ живут насто€щие сказочники и сказочницы, которые рассказывают сказки на свой манер. ѕисатели всЄ также пишут сказки дл€ детей и взрослых. ј мы продолжаем хранить в пам€ти сказки, вспомина€ о тех люд€х, которые когда-то их нам рассказали.


mas
ƒмитрий Ќеткачев

Ќадежда. Ќе будете отвечать на комментарии, не будем их писать и оценивать статьи. —айт предусматривает общение, а не только сброс текстов. ѕоэтому ни плюса, ни минуса.

deb
Ќадежда Ћимонникова

ƒмитрий, € всегда отвечаю на комментарии. Ёто совершенно несправедливое замечание. ј пишу € не дл€ плюсов или минусов, а дл€ вас, тех, кому нужна эта информаци€, и дл€ себ€.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+