icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Ћеонид ƒев€тых
ѕраздники

—ырна€ седмица (ћасленица) с 28 феврал€ по 6 марта. „то это за праздник?

  • 1811
  • 11

—ырна€ седмица (ћасленица) с 28 феврал€ по 6 марта. „то это за праздник?

Ё
Ётот праздник очень древний и имеет €зыческие кони. ¬едь ћасленица или —ырна€ недел€ праздник весьма разгульный, что не может не осуждатьс€ –усской православной ÷ерковью. Ќо и после прин€ти€ учени€ ’ристова, когда предочистительна€ седмица (недел€) си€ стала кануном пока€ни€ и преддверием поста, веселые бесчинства ћасленицы изжить не удалось. ¬едь —ырна€ седмица не только печальные проводы «имы, но и радость встречи ¬есныЕ

÷ерковный календарь оставшуюс€ неделю до ¬еликого ѕоста называет —ырной. ѕоскольку предполагаетс€ полное воздержание от м€са, но не от рыбы, молочных продуктов и масла. ќтсюда и второе название сей седмицы Ц ћаслена€ или, проще Ц ћасленица. ¬ течение этой недели следует творить только благие дела и по-доброму общатьс€ с родными, ближними и просто знакомыми.

ƒень начала ћасленицы зависит от срока начала ¬еликого ѕоста. ѕраздник этот Ц —ырна€ седмица Ц был любим росси€нами на прот€жении многих веков. ¬едь ежели, скажем, –ождество есть праздник семейный и достаточно спокойный, —в€тки, что следуют за –ождеством, наполнены мистикой и гадани€ми, то ћасленица си€ет блинами, символизирующими солнце, веселием, удалью и русским разгулом Ђбез тормозовї.

ћасленица праздновалась во всех русских городах и вес€х без исключени€ и €вл€лась наилюбимейшим праздником русского человека. ќсобым масштабом разгула в эти дни отличались губернские города, которые ныне €вл€ютс€ центрами областей и республик Ц ћосква, ѕетербург,  азань, ≈катеринбург, —аратов, Ќижний Ќовгород.  ак писал около полутораста лет тому назад один анонимный поэт в стихе Ђћасл€нична€ мелоди€ї:

¬доль улиц ли брожу € гр€зных,

¬хожу ль в шикарный ресторан,

—ижу ли € в вертепах разных,

я вижу пьющих росси€нЕ

јлкать гор€чительные напитки в —ырную седмицу было как бы непременным условием данного праздника.

ѕили в день встречи ћасленицы Ц в понедельник, припл€сыва€ вокруг шеста с чучелом из соломы и напева€:

Ц ј мы ћасленицу встречали, на горушке побывалиЕ

ѕили все остатние дни вплоть до ѕрощеного воскресень€.

ѕили в само ѕрощеное воскресение, оп€ть-таки припл€сыва€ перед гор€щим чучелом из соломы или обложенной подожженным хворостом и щепками лед€ной горой, котора€ та€ла на глазах. ј потом просили прощени€ друг у друга, вытира€ пь€ные слезы, и смачно целовались в уста. —ловом, пили всю —ырную неделю.

”лицы городов были наполнены гул€ющей публикой, по большей части веселой и нетрезвой. ѕо прошпектам денно и нощно носились, с гиканьем, свистом и пением цыган, тройки с загул€вшими купчиками, а трактиры, ресторации и кабаки не вмещали всех желающих Ђотдохнуть и расслабитьс€ї.

ѕарки и публичные сады были иллюминированы до неузнаваемости, высвечива€ котиковые ермолки, бобровые воротники и искорки на дамских шапочках, сшитых из собольих пупков.

“орговые площади и скверы были уставлены карусел€ми и горками, и то тут, то там раздавались голоса зазывал, приглашающих на представлени€ в балаганы. Ѕалаганы пользовались повышенным спросом публики во вторник —ырной (ћасленой) недели, зовущийс€ в народе Ђзаигрышемї. Ђ„иста€ї публика в этот вторник посещала театральные представлени€ и делала визиты, а в здани€х ƒвор€нский —обраний или губернаторских резиденци€х устраивались балы. ќ, какое превеликое количество ног и ножек ступало в этот день по малиновым коврам парадных лестниц. «еркала в человеческий рост то и дело отражали фрачных мужчин, чиновников в вицмундирах, офицеров в аксельбантах и золотых погонах и декольтированных дам в накинутых на плечи манто.

“анцевали кадриль и мазурку.  авалеры припадали на колени, дамы отводили томные взоры, а с хоров их лорнетировали престарелые матроны, вздыха€ и вспомина€ былоеЕ

¬сю —ырную неделю полагалось ходить в гости, и об€зательным угощением €вл€лись блины. Ћакомитьс€ и объедатьс€ ими было Ђположеної в среду, котора€ так и называлась Ђлакомкойї. ѕотчевали блинами с медом, икрой, сметаной. «апивались блины сладкой водочкой и вином.

¬ышеозначенные напитки досыта потребл€лись в четверг, потому и зовущийс€ Ђразгуломї. Ёто была кульминаци€ ћасленицы. ѕомимо праздника живота этот день был и торжеством духа, означенный проведением кулачных боев на застывших озерах и реках. —и€ забава тоже пришла из времен €зыческих, и никакими силами не желала уходить во времена христианские.

«ачин бо€ проводили огольцы.

«атем начинали Ђмахатьс€ї взрослые. ќдиночные бои смен€лись боем стенка на стенку, в котором запрещалось бить лежачего и закладывать в рукавицы металлические предметы, усиливающие удар. ∆аль, что эти правила ушли в прошлоеЕ

ѕ€тница была днем Ђтещиных вечерокї. ¬ этот день откушать блинов семейные мужчины приглашали своих тещ, либо сами приходили Ђк теще на блиныї. ¬от откуда вз€лась эта бытующа€ и поныне поговорка.

—уббота звалась Ђзоловкиными посиделкамиї, когда невесткам надлежало угощать блинами мужниных сестер. ¬ этот день сооружалась на пустынных местах снежна€ крепость Ц царство «имы, котора€ должна была пасть под ударами весеннего —олнца, что и случалось после Ђбо€ї. Ќападавшие, олицетвор€ющие войско —олнца, врывались в крепость и разрушали его до основани€, а воеводу брали в плен и отогревали, естественно, блинами и водочкой. ¬ ѕрощеное воскресение же, завершающее —ырную седмицу, люди, проща€сь с «имой, сжигали ее чучело и с закатом солнца ходили по домам, прос€ смиренно прощение у хоз€ев, целу€сь с ними и угоща€сь блинами.

—лавный это был праздник Ц ћасленица!

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+