icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
ћарк Ѕлау
јвто-мото

Ў–”— и его принцип работы. „то такое Ў–”—?

  • 1992
  • 5

Ў–”— и его принцип работы. „то такое Ў–”—?

≈ще в детском садике происходит это разделение интересов. ћальчики охотнее играют с машинками, а девочки Ц с куколками.

“о, что подобное разделение происходит и на нашем сайте, очевидно. ƒевочки пишут статьи про здоровье, про моды и еще про цветочки. ћальчики Ц про компьютеры, про строительство и про автомобили.

ѕожалуй, и € напишу про автомобиль. ј то кататьс€ на машинке все люб€т, а как она устроена, людей интересует мало. „ем дальше, тем меньше. » это радует. —лава Ѕогу, прошла пора, когда вс€кий, кто ездил на автомобиле, должен был еще быть по совместительству автомехаником.

— начала 1960-х годов все крупнейшие разработчики автомобилей стали разрабатывать и выпускать автомобили с приводом на передние колеса. ¬ таких автомобил€х крут€щий момент передавалс€ с коробки передач на передние колеса.

ƒо этого крут€щий момент передавалс€ на задние колеса, хот€ у большинства автомобилей двигатель находилс€ спереди. Ёто делалось с помощью карданного вала, который проходил в специальном кожухе через всю кабину от мотора до задних колес. ћожет кто-то вспомнит пассажирский салон строй Ђ¬олгиї или Ђћосквичаї?  ожух похищал немалое количество объема у кабины, и без того тесной. —идеть водителю, а особенно, пассажирам, было не слишком удобно.

≈сли передние колеса станов€тс€ движущими, по€вл€етс€ возможность сделать салон более просторным. Ќо сделать это не так-то просто.

ƒело в том, что передние колеса €вл€ютс€ управл€ющими.  огда водитель поворачивает рулевое колесо, он одновременно поворачивает колеса. ј вслед за колесами поворачивает и автомобиль. —делать управл€ющие колеса еще и движущими Ц сложна€ задача.

«адачу эту решает Ў–”—, шарнир равных угловых скоростей. ќн позвол€ет без потерь передавать вращение от коробки передач к колесу, даже если колесо при этом повернуто на 30-35 градусов относительно приводного вала.

 ак и вс€кий шарнир, шарнир равных угловых скоростей напоминает сустав. ¬ принципе, и задача его така€ же: соединить два вала (или две кости), обеспечить передачу усили€ от одного вала к другому (от одной кости к другой). ѕри этом шарнирное соединение (или сустав) обеспечивает угловое смещение соединенных валов (костей) в довольно широких пределах.

ѕоэтому не удивительно, что внешний вид Ў–”—а похож на внешний вид сустава. ¬ корпусе шарнира находитс€ обойма. ѕриводной вал присоединен к корпусу, ведомый вал присоединен к обойме. ќбойма сферическа€, а внутренн€€ часть корпуса имеет шаровую поверхность и они свободно перемещаютс€ друг относительно друга в двух плоскост€х.

ƒл€ передачи крут€щего момента в корпусе и в обойме сделаны канавки. ¬ канавках наход€тс€ твердые шарики (такого же типа, как в шарикоподшипниках). » шарики очень твердые, и канавки подвергаютс€ специальной обработке, котора€ увеличивает их твердость. ѕоэтому, хот€ шарики свободно вращаютс€ в канавках, они, на самом деле, €вл€ютс€ соединительным элементом. — одной стороны, эти шарики жестко соедин€ют корпус и обойму, а с другой стороны обеспечивают передачу вращени€ без существенных потерь.

Ўарикоподшипник был упом€нут недаром. Ќесмотр€ на то, что в нем внутреннее кольцо прокручиваетс€ относительно внешнего, сам подшипник Ц едина€ конструкци€, и разъединить его совсем не просто. “очно также и в шарнире равных угловых скоростей шарики, перекатывающиес€ по канавкам, не позвол€ют одной сферической детали, обойме, выйти из другой сферической детали, корпуса.

Ќо в отличие от подшипников, твердые шарики кат€тс€ по канавкам, направление которых перпендикул€рно плоскости вращени€ передаточного и ведомого вала. ѕоэтому они не только удерживают шарнир в собранном состо€нии, но одновременно передают вращение между корпусом и обоймой, а значит, между указанными валами, позвол€€ им при этом поворачиватьс€ на большие углы друг относительно друга.

Ўарнир равных угловых смещений передает очень большие нагрузки и потому ему требуетс€ специальна€ смазка, с одной стороны пластична€, а с другой стороны стойка€ к окислению.  стати, если продолжать сравнение с суставами, в суставах между трущимис€ друг о друга кост€ми тоже имеетс€ специальна€ смазка. » если выработка этой смазки по каким-то причинам прекращаетс€, двигать рукой или ногой становитс€ невозможно и очень болезненно.

Ўарнир равных угловых скоростей работает в сложных услови€х: пыль, гр€зь, влага. ѕоэтому он тщательно герметизируетс€. Ќарушение герметизации может привести к повреждению Ў–”— и потребуетс€ замена этого узла.

¬начале уже было сказано, что нынешний водитель (если это не счастливый обладатель продукции ¬ј«а) может сбросить с себ€ об€занность быть еще и автомехаником. Ў–”—, деталь сложна€ в установке и в обслуживании, только подтверждает это. Ќе только может, но и должен! –азборка, ремонт и замена шарнира проходит просто и быстро на станции техобслуживани€ или в фирменном салоне технического обслуживани€, и требует очень много труда и сноровки в так сказать Ђдомашних услови€хї.


top
Halida Rojkova

я и про строительство пишу, а вот в машинах уж точно мало что понимаю. +++

spe
ёли€ ƒворникова

ј € пон€ла! ѕосле сравнени€ с суставом, забрезжил свет надежды, что €, может быть, смогу, когда-нибудь разобратьс€, как же эта махина с места трогаетс€!

deb
ёли€ Ѕойко

≈сли не учитывать разные технические детали, то более или менее пон€тно, что такое Ў–”— и дл€ чего он нужен.

mas
≈вгений Ѕагдерин

—тать€ очень понравилась. ћарк вообще у нас давно снискал звание "—амоделкина". ѕолезно, пон€тно , доступно!

pro
—емен ÷ыгановский

ј в этой статье € пон€л все. Ќо сам бы не смог это все объ€снить без чертежей или без рисунка!

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+