Досугом называют то свободное время, которое остается у человека помимо работы, сна и самообслуживания. Как его потратить, каждый решает по-своему. И скажем прямо, у древних греков оно было очень насыщенным – настолько, что в их языке не было слова «скука». Они устраивали симпосионы – дружеские пирушки, на которых не только пили-ели, но и состязались в красноречии (отсюда произошло современное латинизированное слово симпозуим, обозначающее собрание ученых), посещали театр, где обычно показывали два спектакля подряд – трагедию, которую смотрели все, и комедию – только для мужчин, совершенствовали свое тело в физических упражнениях… А у некоторых древних греков любимым занятием на досуге, на отдыхе были философские беседы. Именно в таких беседах родилась софистика – философское направление, в котором во главу угла ставилась «игра» доказательствами – и доказать можно было практически все, что угодно («Ты имеешь то, что ты не потерял, ты не потерял рога, следовательно, ты их имеешь»).
Как и во всем остальном, в философских беседах на досуге выделялись люди, которые превосходили всех остальных – и послушать мудрые речи таких людей хотелось многим. Со временем у таких философов («любителей мудрости») появлялись постоянные слушатели, которые становились их учениками, понятие досуга – школы – стало совмещаться с понятием передачи опыта от учителя к ученикам, т.е. с понятием обучения. Одним из первых такой «досуг» стал практиковать философ Платон, а слово «школа» в значении «учебные занятия философов» впервые употребил Плутарх.
Греческое происхождение имеет и другой образовательный термин – гимназия, и – как и в случае со школой – его изначальное значение противоположно современному. Сейчас гимназией именуют общеобразовательные школы с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла, но в Древней Греции так называлось… помещение для спортивных упражнений (отсюда же происходит и слово «гимнастика», первоначально обозначавшие не отдельный вид спорта, а любые физические упражнения вообще). Переход термина на учебное заведение был закономерен – ведь первоначально в греческих школах на первом месте было именно физическое развитие. Против этого возражал Платон, призывавший власти ограничить обучение физическим упражнениям в пользу наук и философии. Со временем это произошло, но название «гимназия», напоминающее о «физкультурном» прошлом, сохранилось.
Примечательно, что в эпоху Возрождения именно слово «гимназия» было взято на вооружение для обозначения образования нового типа – всестороннего классического, мыслящегося как возрождение идеалов античной мудрости. Такое образование противопоставлялось средневековой традиции, возникшей как синтез католического богословия и аристотелевой логики. Такое образование было представлено в средневековых монастырских учебных заведениях, которые – опять же по античной традиции – носили название «школы» (schola), и потому называлось «схоластическим», а философия, возникшая в рамках этой образовательной традиции, получило название «схоластики». Философы-схоласты умели досконально обосновывать, сколько бесов поместится на кончике иглы и что означает каждая из букв в имени Девы Марии, но к реальной жизни их рассуждения имели весьма отдаленное отношение – именно такого рода бесплодные рассуждения называют «схоластикой» в переносном смысле.
Вот такой путь прошло греческое слово «школа» – от «досуга» (отдыха) до названия типа учебного заведения с одной стороны и философского направления – с другой.