icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ћучают вопросы? ”знай

Ўкола Ц это отдых? » снова древние греки!

  • 830
  • 2

Ўкола Ц это отдых? » снова древние греки!

„то такое школа Ц все мы знаем не понаслышке. ќстались в далеком прошлом те времена, когда школьное обучение было привилегией детей из богатых семей Ц сегодн€, согласно  оснтитуции, в школах учат всех детей Ц как бы активно они ни сопротивил€лись. », конечно, у всех у нас воспоминани€ о школе св€заны с напр€женной работой по выписыванию палочек, решению квадратных уравнений и подт€гиванию на турникеЕ иными словами, спроси любого, что дл€ него означала школа, и он с веро€тностью 90% ответит: Ђ“€жкий трудї. ћежду тем, в греческом €зыке, откуда слово Ђшколаї пришло во все прочие €зыки, включа€ русский, оно означалоЕ Ђдосугї.

ƒосугом называют то свободное врем€, которое остаетс€ у человека помимо работы, сна и самообслуживани€.  ак его потратить, каждый решает по-своему. » скажем пр€мо, у древних греков оно было очень насыщенным Ц настолько, что в их €зыке не было слова Ђскукаї. ќни устраивали симпосионы Ц дружеские пирушки, на которых не только пили-ели, но и сост€зались в красноречии (отсюда произошло современное латинизированное слово симпозуим, обозначающее собрание ученых), посещали театр, где обычно показывали два спектакл€ подр€д Ц трагедию, которую смотрели все, и комедию Ц только дл€ мужчин, совершенствовали свое тело в физических упражнени€хЕ ј у некоторых древних греков любимым зан€тием на досуге, на отдыхе были философские беседы. »менно в таких беседах родилась софистика Ц философское направление, в котором во главу угла ставилась Ђиграї доказательствами Ц и доказать можно было практически все, что угодно (Ђ“ы имеешь то, что ты не потер€л, ты не потер€л рога, следовательно, ты их имеешьї).

 ак и во всем остальном, в философских беседах на досуге выдел€лись люди, которые превосходили всех остальных Ц и послушать мудрые речи таких людей хотелось многим. —о временем у таких философов (Ђлюбителей мудростиї) по€вл€лись посто€нные слушатели, которые становились их учениками, пон€тие досуга Ц школы Ц стало совмещатьс€ с пон€тием передачи опыта от учител€ к ученикам, т.е. с пон€тием обучени€. ќдним из первых такой Ђдосугї стал практиковать философ ѕлатон, а слово Ђшколаї в значении Ђучебные зан€ти€ философовї впервые употребил ѕлутарх.

√реческое происхождение имеет и другой образовательный термин Ц гимнази€, и Ц как и в случае со школой Ц его изначальное значение противоположно современному. —ейчас гимназией именуют общеобразовательные школы с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла, но в ƒревней √реции так называлосьЕ помещение дл€ спортивных упражнений (отсюда же происходит и слово Ђгимнастикаї, первоначально обозначавшие не отдельный вид спорта, а любые физические упражнени€ вообще). ѕереход термина на учебное заведение был закономерен Ц ведь первоначально в греческих школах на первом месте было именно физическое развитие. ѕротив этого возражал ѕлатон, призывавший власти ограничить обучение физическим упражнени€м в пользу наук и философии. —о временем это произошло, но название Ђгимнази€ї, напоминающее о Ђфизкультурномї прошлом, сохранилось.

ѕримечательно, что в эпоху ¬озрождени€ именно слово Ђгимнази€ї было вз€то на вооружение дл€ обозначени€ образовани€ нового типа Ц всестороннего классического, мысл€щегос€ как возрождение идеалов античной мудрости. “акое образование противопоставл€лось средневековой традиции, возникшей как синтез католического богослови€ и аристотелевой логики. “акое образование было представлено в средневековых монастырских учебных заведени€х, которые Ц оп€ть же по античной традиции Ц носили название Ђшколыї (schola), и потому называлось Ђсхоластическимї, а философи€, возникша€ в рамках этой образовательной традиции, получило название Ђсхоластикиї. ‘илософы-схоласты умели досконально обосновывать, сколько бесов поместитс€ на кончике иглы и что означает кажда€ из букв в имени ƒевы ћарии, но к реальной жизни их рассуждени€ имели весьма отдаленное отношение Ц именно такого рода бесплодные рассуждени€ называют Ђсхоластикойї в переносном смысле.

¬от такой путь прошло греческое слово Ђшколаї Ц от Ђдосугаї (отдыха) до названи€ типа учебного заведени€ с одной стороны и философского направлени€ Ц с другой.


mas
ћарк Ѕлау

√реческое слово "схола" было заимствовано из семитского "сехель", что означает "разум". “ак что, кроме значени€ "досуг" у слова "схола" должно быть и другое значение.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+