Электронная почта появилась еще до того, как возникли «все эти ваши Интернеты». Уже в конце 1950-х годов все крупные компьютеры предоставляли пользователям возможность набрать на клавиатуре своего терминала сообщение и легким движением руки переслать это сообщение другому пользователю того же компьютера. Адресом «почтового ящика» служило имя пользователя (логин), под которым он регистрировался для работы с данным компьютером. Если учесть, что к компьютеру могла быть присоединена сотня терминалов, которые находились не только на разных этажах одного и того же здания, но в разных зданиях одного университетского кампуса и даже в разных городах, возможность пересылки сообщений между пользователями даже одного компьютера была очень удобной опцией.
Программу для обмена сообщениями между разными компьютерами, соединенными сетью, написал в ноябре 1971 года программист Рэй Томлинсон (Ray Tomlinson). Он работал в фирме BBN, которая выполняла технические работы в рамках проекта ARPANET (на основе этого проекта американского военного ведомства через несколько лет возник Интернет). Адресом «почтового ящика» в программе Р.Томлинсона служили логин адресата и имя компьютера, на котором адресат был зарегистрирован. Чтобы разделить эти два имени, Р.Томлинсон использовал ставший впоследствии знаменитым значок @ («at коммерческое»). Значком этим никто из «технарей» никогда не пользовался. Зато в области торговли, при оформлении заказов и при выписке счетов, значок @ широко применялся для замены слов «по цене». Поэтому уже с 1889 года он размещался на стандартной клавиатуре как английских, так и американских пишущих машинок.
Благодаря Интернету этот значок стал незаменимым и на русских клавиатурах. В русском Интернете он получил название «собака».
Что означает адрес электронный почты типа: user@postserver.com? Этот адрес означает, что на почтовом сервере, который находится по адресу postserver.com организован электронный почтовый ящик user. Такие адреса называются логическими, и их легче запомнить, чем длинную двоичную цифру, представляющую физический Интернет-адрес почтового сервера. Электронный почтовый ящик – это просто место на диске почтового сервера, где хранится отправляемая и получаемая корреспонденция.
Процесс пересылки электронной почты происходит между двумя почтовыми серверами с адресами, допустим, postserver1.com и postserver2.com. На этих серверах образованы два почтовых ящика user1 и user2 соответственно. Сам процесс пересылки описывается специальными правилами или, иначе говоря, Интернет-протоколом, который называется SMTP («Simple mail transfer protocol» — «Простой протокол передачи почты»)
Кроме почтовых серверов в пересылке электронной почты участвуют два почтовых клиента, установленных на компьютерах пользователей, владельцев электронных почтовых ящиков. Почтовыми клиентами могут быть любые программы, пересылающие электронные письма с компьютеров пользователей на почтовые серверы и забирающие корреспонденцию с почтовых серверов. Наиболее известные из почтовых клиентов Microsoft Outlook, The Bat!, Mozilla Thunderbird и Opera Mail. Действие почтовых клиентов описывается протоколами POP3 («Post Office Protocol Version 3» — «Протокол почтового отделения, версия 3») и IMAP («Internet Message Access Protocol» — «Протокол доступа к Интернет-сообщениям»).
Как работает электронная почта?
1. Владелец почтового адреса user1@postserver1.com пишет электронное письмо владельцу почтового адреса user2@postserver2.com. Почтовый клиент пересылает это письмо на почтовый сервер postserver1.com.
2. Почтовый сервер узнает куда следует пересылать письмо, адресованное user2@postserver2.com. Если сервер-адресат не найден, электронное письмо возвращается отправителю с сообщением об ошибке
3. Программа пересылки почты с сервера postserver1.com связывается с сервером postserver2.com и пересылает письмо в почтовый ящик user2, организованный на этом сервере. Если почтовый ящик на почтовом сервере не найден, письмо не принимается и возвращается отправителю с сообщением об ошибке.
4. Когда владелец почтового адреса user2@postserver2.com запускает свой почтовый клиент, эта программа связывается с почтовым сервером и забирает электронное письмо из почтового ящика, перемещая его на компьютер пользователя. Письмо получено! Ура!
Ну, насчет того, ура или не ура еще следует подумать. Как говорит нам статистика, до 90% получаемой нами корреспонденции оказывается нежелательной и не заказанной рекламой, а то и просто всякого рода вредными письмами, зараженными вирусами, шпионскими программами и прочими «прелестями». И хотя на каждом большом почтовом сервере сейчас изо всех сил трудятся антивирусные программы и множество других предохраняющих нас средств, «грязное» письмо то и дело попадает на наш компьютер. Поэтому следует придерживаться важного правила: писем от незнакомых отправителей не открывать, на предлагаемую халяву (в том числе и на «халявную» любовь и дружбу) не обращать внимания и, не задумываясь, отправлять подобные предложения туда, куда следует, то есть, в мусорную корзину.
Распространенные бесплатные почтовые сервисы типа GoogleMail, Hotmail или Яндекс-почта, в свое время сделали революцию в отправке электронных писем. Эти сервисы предложили пользователям почтовые службы с веб-интерфейсом и избавили их от необходимости запускать почтовые программы и перезагружать письма на свой компьютер.
Полученную корреспонденцию сейчас можно читать онлайн, пользуясь единственной программой, веб-браузером. При этом все полученные электронные письма хранятся на тщательно защищенных почтовых серверах больших компаний. Это очень удобно и более безопасно с точки зрения сохранения секретов. Эти сервисы люди особенно оценили с распространением смартфонов, которые позволяют прочесть полученную корреспонденцию фактически в любом месте земного шара.