icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Марк Блау
Мучают вопросы? Узнай

Самолеты – это паром и ткацкий станок?

  • 733
  • 13

Самолеты – это паром и ткацкий станок?

Т
Трудно сказать, с каким из значений слова «самолет» впервые сталкивается в наше время ребенок. Думается, что сначала он узнает о летательном аппарате с крыльями и только потом слушает сказку про «ковер-самолет», который летает без всяких крыльев. Правда, по всей видимости, гораздо медленнее.

Слово «самолет» – вполне русское, и составлено по правилам образования сложных слов русского языка: «самолет», значит, сам летает. Другой волшебный антураж из русских народных сказок называется аналогично: гусли-самогуды сами гудят, а скатерть-самобранка, соответственно, сама бранится.

Шутка, конечно. В слове «самобранка» первая часть относится к действию скатерти (сама подает еду), а вторая часть – к внешнему виду (браной скатертью называли скатерть с узором). Впрочем, в старинном советском телефильме «Чародеи» имеется скатерть-самобранка, которая именно что бранится голосом официантки из райцентровской забегаловки. А еду подает не то чтобы щедро и не то чтобы вкусно. Жри, что дают!

Но вернемся к слову «самолет». Лет двести назад слово это применялось в русском языке не только для обозначения волшебного летающего ковра, но и для обозначения предметов вполне реальных и весьма нужных. Так, для распашки тяжелых грунтов, суглинков, был придуман легкий железный плуг-косуля, отбрасывавший вспахиваемую землю в сторону. Тащить такой плужок лошади было легко, вот и летела косуля по борозде, как будто бы сама. Отсюда и ее название было «самолет».

Забытый ныне советский писатель Евгений Пермяк написал сказку про дедушку Само, который любой предмет мог сделать автоматическим, шепнув ему: «Будь, как я». Чем очень помогал трудящимся. Лопата становилась самокопкой, топор саморубом, а телега – самобеглой да самосвальной коляской.

Самобеглую коляску, как известно, конструировал известный русский мастер-умелец И.П. Кулибин (1735 — 1818). За это в печально известный период так называемой борьбы за русские приоритеты его объявили едва ли не изобретателем автомобиля (И шиш под нос вашему, немцы, Карлу Бенцу!).

Впрочем, построил ли Кулибин самобеглую коляску, неизвестно, а вот корабль, сам собою поднимающийся против течения, он продемонстрировал. Принцип действия этого судна был прост. Матрос на лодке завозил вверх по течению якорь с прикрепленным к нему канатом. После чего течение, вращая лопасти гребных колес, вращало также соединенный с колесами вал-кабестан. Кабестан наматывал на себя канат, подтягивая судно к якорю. Корабль шел против течения! Остроумно, но медленно, ненадежно и потому непрактично.

Подобный же принцип более успешно был использован в паромах, перемещавшихся между речными берегами. Здесь течение тоже вращало водяные колеса, вращение передавалось валам, перематывающим трос, протянутый от берега до берега. Благодаря этому паром сам словно бы летал туда-сюда. Как же назвать такой паром? Самолетом, конечно!

Свое «быстрое» название паромы-самолеты передали волжскому пароходству «Самолет». Пароходы, принадлежавшие компании «Самолет» были окрашены в бело-красные цвета. Они, конечно, не летали, но быстро и регулярно ходили по Волге и ее притокам более 60 лет: с 1853 до 1918 года.

Самолетом в России называли также автоматический ткацкий станок, изобретенный в 1733 году в Англии Джоном Кеем. В этом станке специальный механизм поднимал попеременно нити основы, а челнок с утОчной нитью «пролетал» сквозь образовавшийся «тоннель». Благодаря этому изобретению увеличилась производительность труда. Если раньше станком управляли два человека, первый из которых поднимал нити основы, а второй – протаскивал сквозь них челнок, то теперь с той же работой справлялся один человек. Второго можно было посадить работать за второй станок. Что и было сделано. Промышленная революция продолжалась!

Надо сказать, что слову «самолет» повезло. Оно смогло заменить иностранный «аэроплан». Подобных примеров, к сожалению, не так много. Или к счастью? Может, стоит радоваться тому, как лихо родной язык любое иностранное слово делает своим, одевая на чужой корень родные приставки, суффиксы и окончания. Впрочем, это тема для другой статьи.

mas
Марк Блау

Даже не знаю, какая иллюстрация лучше?

top
Halida Rojkova

Обе хороши! И статья, как всегда, замечательная - умная и с юмором!

spe
Юлия Дворникова

Статья буквально пролетает перед глазами, как короткометражный фильм! Обо всём по чуть-чуть, чтобы знали-не забывали, помнили и ценили. Прекрасно! Хотя автор и сам об оценке своих статей всё прекрасно знает!

Мне больше изначальная иллюстрация нравится.

pro
Семен Цыгановский

Про скатерть-самобранку понравилось. Даже вспомнил этот эпизод из "Чародеев"

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+