Выходит, отдать раз и навсегда первенство какому-либо образцу комедийного жанра практически невозможно. Возможно другое – попробовать расположить в хронологическом порядке те фильмы, которые казались смешными в определенные периоды нашей с вами жизни. Разумеется, каждый должен выстроить свой киноряд.
Мое поколение в детстве по десять раз пересматривало настоящие шедевры отечественного кинематографа – «Трембита», «Свадьба в Малиновке», «Операция «Ы». Реплики героев, как сейчас принято говорить, растаскивались на цитаты. Как можно было не восхищаться игрой Савелия Крамарова, Ольги Аросевой, Евгения Весника и других замечательных актеров. Сюжет «Трембиты» был настолько занимательный, что на второй план отходила сама эпоха – послевоенное время. Кажется, и в наше время такое кино может доставить огромное удовольствие своим добрым юмором и рассмешить самого взыскательного зрителя.
А «Свадьба в Малиновке»? Вообще жанр музыкальной комедии – своеобразный «отпрыск» оперетты – всегда был востребован нашей публикой.
Надо заметить, комедийный жанр мог быть спокойно вплетен в фильм, вовсе не комедийный. Так было с «Неуловимыми мстителями». Что поделаешь, если само участие Савелия Крамарова уже настраивает на готовность к смеху? «Мертвые с косами стоят – и тишина», - из-за одной этой реплики многие готовы были без конца пересматривать фильм.
А зарубежный кинематограф уже готовил нам новых комедийных кумиров. По всей стране прокатилась волна хулиганств «по Фантомасу», когда дерзкие поступки и мелкие кражи оставляли за собой сакраментальную надпись: “Fantomas”. Речь шла о первом то ли ужастике, то ли пародии на ужастик. Неподражаемый Луи де Фюнес – вот на ком держался сюжет, вот кто превращал любой фильм, в котором он только снимался, в самый смешной.
Наше поколение подрастало и требовало новых ощущений. Уже были высмеяны незадачливые итальянцы в России, не первую постановку в разных исполнениях выдержал Остап Бендер, а тут уже подоспели американские фильмы – «Отпетые мошенники», «День сурка». После «В джазе только девушки» побить рекорд популярности мюзикла было, казалось, невозможно. Но появился Адриано Челентано – и все остальное стало казаться несмешным. Когда вышла комедия «Бинго-Бонго», наша семья упорно искала фильм во всех пунктах проката видео, чтобы смотреть на очаровательного дикаря хотя бы два раза в день. Не нашли. И вот недавно фильм показали по ТВ. Странно, но было уже не смешно. Переросли?
Что считается смешным сейчас? – задаю себе вопрос. Конечно, есть шикарные комедии с Эдди Мерфи – «Поездка в Америку», «Чокнутый профессор», есть «Один дома», который настолько понравился зрителям, что появился «Один дома-2», явно уступающий первому (так всегда бывает). В отечественном кинематографе – засилье боевиков и милицейских сериалов. Хороших комедий что-то не припоминается в последнее десятилетие. А что, и посмеяться уже нельзя? Дурацкие телесериалы с придуривающимися исполнителями – не в счет. Ау, хотим комедий, хороших и разных!
А может, комедии есть, просто с годами уходит желание смеяться? Тогда пора говорить о другом, прямо противоположном жанре…