icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈вгений Ѕагдерин
 ультура и искусство

—амый русский художник. ѕосмотрим картины ј. ¬енецианова вместе?

  • 1012
  • 5

—амый русский художник. ѕосмотрим картины ј. ¬енецианова вместе?

¬
¬енециановы происходили из √реции. »звестно, что прадед художника ¬енецианова ‘Єдор ѕроко с сыном √еоргием и женой јнжелой приехал в –оссию в 1730 х годах. «десь то они и получили прозвище ¬енециано, которое позже превратилось в фамилию. 18 феврал€ 1780 года в семье купца √аврилы ёрьевича и јнны Ћукиничны ¬енециановых родилс€ сын јлексей. ќтец мальчика занималс€ торговлей, продавал саженцы садовых растений, семена цветов и картины.

—вою трудовую де€тельность јлексей начал с лесного департамента, где исправно служил землемером.

  живописи пришЄл самосто€тельно, делал копии известных картин. ј затем переезжает в ѕетербург, где училс€ живописи у художника ¬. Ћ. Ѕоровиковского до 1810 года. »звестны его первые работы, это портреты матери (1802), ј. ». и ј.—. Ѕибиковых (1805,1809). ћного времени проводит в Ёрмитаже. ѕервые работы начинающего художника отличаютс€ скромностью и простотой. ќни выполнены сухими красками - пастелью. ¬ этой технике практически никто из русских художников не работал, поэтому его работы привлекли внимание своей необычностью.

ќдно из лучших ранних произведений "јвтопортрет" ј. ¬енецианов пишет в 1811 году, а чуть позже

"ѕортрет  . ». √оловачевского, инспектора јкадемии художеств, с трем€ воспитанниками јкадемии" за что удостаиваетс€ звание академика. » это не случайно, работы были настолько своеобразны, непосредственны и сердечны, что их художественные достоинства ни у кого не вызывали сомнений.

¬ 1808 году ¬енецианов пробует себ€ в графике, он пробует выпускать сатирический журнал. ќднако журнал был вскоре запрещен правительством, поскольку некоторые карикатуры затрагивали острые социальные темы, которые тогда не было прин€то обсуждать в обществе. ќн возвращаетс€ к изданию нескольких выпусков в период войны 1812 года.

¬енецианов женилс€ в 35 лет на ћарфе јфанасьевне јзарьевой - из обедневших двор€н. ≈му надоел шумный ѕетербург. ƒомосед по натуре, он в 1818 году покупает небольшое имение —афонкова в “верской губернии и бросает государственную службу навсегда. ≈му нравилось управл€ть своим небольшим хоз€йством. —реди кресть€н он прослыл добрым и рачительным хоз€ином. ¬дали от столичной суматохи он пригл€дываетс€ к окружающей размеренной кресть€нской жизни. ¬гл€дываетс€ в лица кресть€н, изучает их быт и обычаи. Ќачинаетс€ новый период творчества художника.

ƒеревенска€ жизнь открыла художнику богатейший материал, показала всю красоту и величие русской природы. ѕервые картины в новом жанре: "„истка свеклы" (1820), Ђ∆ница" (1820) и особенно "√умно" (1821) Ц открывали целую серию работ на кресть€нскую тему. ¬о времена господства классической живописи, реалистичное изображение окружающего мира было новаторством.

’удожник сумел передать душевную красоту и благородство кресть€нского труженика, преисполненного внутренней чистотой и цельностью. 20-30 годы XIX века были пиком его творчества. »менно в это врем€ по€вл€ютс€ его неповторимые шедевры: "—п€щий пастушок", "Ќа пашне. ¬есна", "Ќа жатве. Ћето", "ƒети в поле", многочисленные портреты кресть€нских девушек и р€д этюдов.

 артины сельского затворника вызвали восторженный отклик у передовой общественности в 1824 году на выставке в ѕетербурге. —оздатель журнала Ђ–усский ћузей" ѕ. ѕ. —виньин восторженно писал: "Ќаконец мы дождались художника, который прекрасный талант свой обратил на изображение отечественногоЕї.

ќфициальные круги и прежде всего јкадеми€ художеств холодно прин€ла его творчество.  ресть€нска€, простонародна€ тема не была тогда в почете. ћожет быть, поэтому ¬енецианову было отказано в преподавании, и он на собственные средства открывает дл€ крепостных кресть€н художественную школу в —афонково. —реди его воспитанников были весьма талантливые художники: Ќ.  рылов,—.«ар€нко, ј. “ыранов, ≈.  рендовский, —орока. Ќекоторые из них старани€ми мастера были освобождены от крепостной зависимости.

”ченики јлексе€ √авриловича развивали, начатое мастером, жанровое направление в русской живописи, обогатив его новым содержанием. Ќа его картинах почти не встретишь лощеных, высокомерных, богато одетых аристократов с совершенными чертами лица. ќн не стесн€етс€ своих соотечественников - простых людей, зан€тых повседневно т€желым физическим трудом. ¬ 40х годах ’I’ века художник создает €ркие и выразительные полотна: "—п€ща€ девушка", "√адание на картах", "ƒевушка с гармоникой", " ресть€нска€ девушка за вышиванием". «амыслам кресть€нского художника помешала неожиданна€ и нелепа€ смерть в 1847 году.

¬енецианов - певец кресть€нской жизни по по праву занимает одно из самых почетных мест в русской живописи. —воими работами он утвердил бытовой жанр как самосто€тельное направление в живописи, что, несомненно, обогатило отечественную культуру. — его полотен смотр€т на нас из глубины столетий образы, преисполненные благородства и человеческого достоинства.


top
Halida Rojkova

Ѕезыскусные линии, обычные лица - проста€ жизнь простых людей. —тать€ +++++

mas
ћарк Ѕлау

’рестоматийные картины, и очень славные.

spe
ёли€ ƒворникова

 онечно посмотрим! “ем паче, что "Ќа пашне", "∆ница", "Ќа жатве" сопровождали моЄ далЄкое детство наравне с "”тром в сосновом бору" и "ƒев€тым валом" повсеместно и повсюду. ј "«ахарка" казалс€ мне очень похожим на мульт€шного “рубадура из "Ѕременских музыкантов". —пасибо за воспоминани€ золотого детства и за статью!+++

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+