Тем не менее, существуют тесты, которые занимают считанные секунды. Вот, например – попробуйте сцепить руки, переплетая пальцы – только быстро. Теперь посмотрите, большой палец какой руки у вас оказался сверху. Если палец левой руки – значит, ведущее полушарие головного мозга у вас правое, если правой – значит, левое (так происходит потому, что каждое из полушарий управляет противоположной половиной тела). Что эта информация может сказать о вас?
Правое полушарие – более древнее. Там – инстинкты, эмоции, преобладание анализа над синтезом, образы. Левое полушарие – в эволюционном плане более «позднее» приобретение: там – преобладание анализа над синтезом, абстрактное мышление (как образно выразился один психолог, правое полушарие – «аналоговое», левое – «цифровое»). Любая информация сначала поступает в правое полушарие, и если речь не идёт о чём-то требующем немедленной реакции – информация поступает «на обработку» в правое. Вообще, соотношение между деятельностью полушарий иногда оказывается весьма странным. Так один исследователь изучал, как работает мозг при восприятии музыки. Выяснилось, что у профессиональных музыкантов «работали» при этом в равной степени оба полушария (и «эмоциональное» правое, и «рассудочное» левое), а у «простых смертных» – преимущественно правое… получается, что вторая категория испытуемых воспринимала музыку неполноценно – смысл «высказывания» композитора так и остался скрыт от этих людей, «нерасшифрован»…
Но вернёмся к нашим полушариям. Вопреки распространённому возбуждению, человек с ведущим правым полушарием – далеко не всегда левша. И другие ведущие органы могут оказаться разными. Встаньте на одну ногу – тоже быстро, по команде… а теперь посмотрим, на какой ноге вы стоите, левой или правой? Вот эта нога у вас и есть ведущая. Теперь поднимите руку… какую вы подняли?
То же самое можно проделать и с анализаторами (так называются по-научному органы чувств) – и тоже за несколько секунд. Послушайте, как тикают часы – к какому уху вы их поднесли? Закройте один глаз – какой остался открытым? Ведь так же, как сложные действия мы выполняем ведущей рукой – так и видеть и слышать для нас важно прежде всего ведущим глазом и ведущим ухом…
Вы думаете, всё это не имеет практического значения? Вы ошибаетесь! Однажды к психологу обратились две подруги. Они вместе работали, по вечерам вместе шли домой – и каждый раз по дороге успевали поссориться! Правда, потом каждый раз мирились – но всё равно неприятно. Так вот, оказалось, что одна из них… говорила другой не в то ухо! У той ведущим было правое ухо, а подруга шла обычно слева от неё, и чтобы прекратить эти ежедневные ссоры, оказалось достаточно просто «перестроиться».
А представьте себе, что будет, если первоклассника с ведущим левым глазом посадят у окна, расположенного слева от него – он же будет смотреть не на учителя, не на доску (которые таким образом окажутся справа), а в окно! Так что в работе учителя такие тесты прямо-таки незаменимы – при этом рекомендуется мальчиков ориентировать по ведущему глазу, а девочек – по ведущему уху (вспомните изречение – «мужчины любят глазами, а женщины ушами).
Вы тоже можете рационально спланировать своё «жизненное пространство», используя такие тесты – ведь они займут несколько секунд!