И не думайте, что это какой-то уникальный малышок. Он через минуту сломя голову несся по галерее магазина и кричал во весь голос – нормальное поведение для трехлетнего ребенка! А вот папа урок получил и точно больше такого нарушения этикета не допустит.
Этикет – это те нормы поведения, которые установлены обществом. Они создавались веками и служат для удобства общения. Нарушение любого правила принимается окружающими в лучшем случае с недоумением, в худшем – с агрессией. «Человек, умеющий себя правильно вести, приятен глазу и учтивостью своей покоряет сердца людей», - это наставление от предков. Они требовали, чтобы старшие в семье подавали пример детям, и сурово наказывали тех родителей, которые потворствовали дурному поведению своих чадушек.
Главный вопрос – как воспитать дитя, за поведение которого не придется краснеть? Когда начинать? Вспомним старую восточную притчу о мудреце, к которому родители принесли годовалого малыша. Они сказали: «Научи нас правильно воспитывать наше дитя». Мудрец ответил им: «Уже поздно». С этой притчей перекликается русская пословица – дитя нужно воспитывать, пока оно поперек лавки лежит. С народной мудростью, как говорится, не поспоришь.
Итак, чему же нужно научить ребенка, чтобы он был социально адаптирован?
Во-первых, скромности. Важнейшее качество! Неприятно смотреть на человека, бахвалящегося машиной, виллой, должностью, деньгами родителей. Смешно выглядит и тот, кто приписывает себе несуществующие достоинства. И даже если таковые имеются в наличие, то лучше, чтобы о них говорили другие.
Во-вторых, сдержанности и умению контролировать свои эмоции. Не все взрослые люди умеют это делать. А как малышу сдержаться и не закричать, требуя игрушку или отказываясь от каши?
В-третьих, тактичности. Корректно вести себя, не создавая неприятных ситуаций, достойно ответить на оскорбление, не создать ссору, а погасить скандал в самом начале – этому нужно учиться. Это искусство сродни дипломатии.
В-четвертых, красиво вести себя за столом. Чавканье, бесцеремонное хватание еды, требование для себя какого-то особого блюда, хамство по отношению к сидящим за столом или официанту – все это вызывает отвращение у окружающих.
Итак, скромность, вежливость, тактичность и умение вести себя за столом. Скажете, маловато? Нет, потому что каждый из пунктов включает в себя множество правил. Например, тактичность и вежливость – родные братья-близнецы –требуют умения поприветствовать человека. Это настоящее искусство! Ровесник, мужчина старше, девочка, женщина старше, родственниц… Как не запутаться, кому сказать «привет», а кому - «здравствуйте», кому пожать руку, а кому достаточно простого кивка?! Кто должен здороваться первым?
Как научить ребенка всеми этими премудростями? Играем, господа, играем! Рассаживаем кукол, собачек и мишек, моделируем различные жизненные ситуации и на них учим деток быть вежливыми. Предлагаемые ситуации: встречи и прощания, приход в гости, как правильно подарить и как принять подарок, как вести себя за праздничным столом и во время ежедневных трапез, не брать чужое, не жадничать и делиться своими игрушками, как вести себя на улице, в магазине, транспорте.
То есть моделируем те ситуации, с которыми ребенок сталкивается ежедневно. Роли распределяем так: показываем, как нужно себя вести, и тут же, как этого же делать не стоит. Воспитанная игрушка подает пример невеже, объясняет ей, не только, как нужно себя вести, но и почему именно ТАК следует поступать. Не обвиняем, не наказываем, а доводим до сведения и мягко направляем в нужную сторону.
Однозначному осуждению и осмеянию подвергаются любого рода оскорбления и сквернословие. Рекомендую прочесть статью Ю. Дворниковой «Нам нужен…мат?!» от 23.03.15 г. Лучше, чем там написано, пожалуй, и не скажешь. Сразу же нужно пресекать любые попытки «одарить» ближнего кличкой. Дети очень любят дразнилки. Пусть они будут, только такие, которые не обижают человека - его внешность, национальность и социальное положение его родителей осмеянию не подлежат.
Не стоит оставлять без внимания неряшливость в одежде, развязность в поведении, навязывание своих правил поведения в игре. Одним словом, играем, учимся вести себя правильно и одновременно выясняем, что нельзя делать. Через какое время появится результат, точно сказать невозможно: процесс воспитания – дело долгое и кропотливое. Мир ребенка – это детские площадки, садики, школы, улица и вы. Общаясь с миром, ребенок не всегда впитывает самое лучшее, и пример родителей в этом случае для него очень важен.
Чавкаете и рыгаете за столом? Напиваетесь по выходным, сбрасывая стресс? Сплетничаете, сквернословите, курите, оскорбляете близких и поднимаете на них руку? Ваш ребенок вырастет таким же. Он ваше отражение, и придется помнить об этом постоянно.
С какого возраста учить детей этикету? Ответ ясен - с самого рождения и только своим примером!