icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Булат Хизриев
Психология

Рефлексия – норма общества или проклятие меньшинства?

  • 340
  • 0

Рефлексия – норма общества или проклятие меньшинства?

n

       Уверен, что каждый человек в своей жизни хотя бы раз слышал слово рефлексия. И не удивительно, ведь ежедневно мы получаем огромные объемы информации, которая зачастую, для нас абсолютно бесполезна. Вполне естественно, что в современном мире, с его бешеным темпом жизни, вряд ли кто-то, придав значение этому слову, полезет в словарь, дабы узнать, что оно означает? А между тем, именно склонность к рефлексии определяет зрелость человеческого сознания, его развитость в психическом и интеллектуальном плане.

Для начала разберемся, откуда пошел термин рефлексия. На первый взгляд, это еще один заумный термин из психологии. Так оно и есть, однако, пришел он из философии, которая со времен античности четко ставила вопросы о познании и самопознании. Само слово reflexio происходит от латинского языка и означает «обращение назад». Говоря простым языком, рефлексия – это способность человеческого сознания к самопознанию, путем анализа своих мыслей, действий, эмоций и т.д. Считается, что данная способность присуща всем людям и является еще одной отличительной чертой человека от животных.

С внедрением рефлексии в психологию, началась активная разработка нового ее раздела – «интраспективной психологии», от латинского introspecto - «гляжу внутрь» Сутью которой являлось самопознание путем «самонаблюдения». Таким образом, рефлексия закрепилась в качестве инструмента или даже формы самопознания. Как в философии, так и в психологии. Безусловно, есть и другие области знания, в которых рефлексия является значимой составляющей, но я решил остановиться на двух вышеперечисленных науках. Так как они представляют наибольший интерес. Несмотря на сходство процессов, предметы рефлексии в психологии и философии принципиально отличаются. Если в психологии принято уделять большее значение психической составляющей, будь то эмоции, чувства, а так же мысли и действия связанные с ними. То философия занимается рассмотрением рефлексии человека с позиции глубинных личностных констант и процессов: культура, мировоззрение, самоидентификация, религия и как водится, смысл жизни.

Часто вы рефлексируете? Я - да. Причем, не ограничиваю себя каким либо одним видом. Беспрекословно и беспощадно, самоанализу подвергается все: психика, речь, интеллект, образ жизни и даже ее смысл. Являясь натурой философской, я довольно часто рефлексирую на темы вечного и самоопределения. И считаю это важной составляющей человеческой личности. Ибо критическое отношение к себе – залог адекватности. А склонность к рефлексии способствует выработке этой самокритики. В связи с этим, возникает вполне уместное сомнение в подверженность самоанализу каждого человека на Земле.

Возможно, в меня полетят помидоры, яйца и емкости с зеленкой, но видя из чего, а именно, из кого состоит наше общество, я никак не могу себе представить, некоторых индивидов, сидящих и упорно рефлексирующих над составляющими своего «Я». Естественно, речь идет не о конкретных знакомых, а о людях, с которыми мы каждый день встречаемся на улицах своих городов, чье поведение, нередко, может шокировать даже далеко не впечатлительного человека как я. Можно рассмотреть один пример: немалая часть заключенных, из мест лишения свободы, попавших туда вполне осознанно и даже умышленно, отсидев срок и выйдя на свободу, вторично попадают в те же колонии, и снова умышленно и осознанно. Или вот второй пример: вороватый чиновник, списавший крупную сумму денег при строительстве детской больницы. Вряд ли можно поверить в его рефлексию, ведь, этот же чиновник, через короткий промежуток времени, с большей вероятностью спишет сумму еще крупнее, при строительстве интерната для инвалидов. Есть, наконец, третий и довольно простой пример в лице тех же лихачей, которые, никогда не относятся критически к тому, что они «творят» на дорогах. Это лишь несколько из многих простых примеров, связанных с отсутствием рефлексии. По крайней мере, с отсутствием ее проявления. А если она все же есть, то только в теоретическом формате, без применения на практике, что не является результатом.

И вот, мы вплотную подошли к главному вопросу статьи: все ли люди подвержены рефлексии, или только меньшинство способно на осознанные «сеансы» анализа своей жизни. Не самоедства, а именно рационального понимания себя. «Кто я есть? Чего я хочу? Каким образом я стремлюсь к этому? И почему не донес фантик до урны, а выкинул на тротуар, пока никто не видит?» Для меня ответ очевиден. И тому есть обоснования, мы видим их каждый день. Будь это диссертация, а не статья, я бы представил не один десяток доказательств с внушительными результатами дотошных исследований. Но в данном формате, ограничусь только уймой аргументов и несколькими примерами. А так же собственным мнением, что к рефлексии, способны люди определенного уровня интеллектуального развития. Отсюда мои убеждения о рефлексирующем меньшинстве. От понимания интеллектуальной отсталости, а также моральной и духовной бедности общества.  

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+