Обе позиции в равной степени далеки от истины. Ни одна поведенческая форма, проявляющаяся в раннем детстве, не носит фатального характера. В то же время, не стоит рассчитывать, что какие-то качества у человека появятся или исчезнут «сами собой», без воспитательных усилий со стороны взрослых.
Чем младше человек, тем быстрее он меняется, и особенно это заметно в раннем детстве. С этой точки зрения между полуторагодовалым и трехлетним ребенком – настоящая «пропасть». Движущие силы поведения отличаются весьма значительно, соответственно, и реакция родителей на проявление агрессии у ребенка должна быть различной.
Чем младше ребенок, тем меньше в его действиях осознанности. Поначалу малыш, кусая или ударяя маму, не ставит себе цели причинить кому-то боль – его действия вообще не направлены на конкретного человека, он всего лишь «выплескивает» негативные эмоции – обиду, гнев. Такие эмоции неизбежны, особенно если учесть, что годовалый возраст – это период первого возрастного кризиса, первого «бунта» против позиции «приложения к родителям». Бунтарство, сопровождающее этот кризис, менее заметно, чем бунтарство подростковое, пожалуй, только потому, что ребенок еще не умеет говорить (и не может шокировать нас, высказав все, что думает о папиных или маминых попытках им «руководить»), а физически нам очень легко с ним справиться: взяли и посадили в манеж (с подростком такого не сделаешь) – но возрастных кризисов без бунтарства не бывает.
Воздействие на ребенка в этот период должно лежать в области положительного/отрицательного подкрепления. Объяснять ему, что он ведет себя неправильно, бесполезно – лучше всего спустить его с рук и уйти заниматься своими делами: ведь в первую очередь малыш добивается родительского внимания – и лишение его станет действенным отрицательным подкреплением. Если рядом присутствует папа, хорошо, если он после этого примется утешать, обнимать и гладить обиженную маму.
От полутора до трех лет уже можно говорить об осознанном желании причинить боль. В этом случае взрослым надо в первую очередь обратить внимание на взаимоотношения между собой – ведь детям свойственно копировать поведение взрослых… речь не идет о тех патологических случаях, когда мужу ничего не стоит поднять руку на жену – но то, у взрослых выражается в агрессии словесной (ругаться, кричать друг на друга), у ребенка может принять форму агрессии физической. Иногда подобным способом ребенок «доносит» до родителей то, что ему не хватает их внимания – в этом случае агрессия может быть и опосредованной, обращаясь на предметы, которые «отнимают» родителей у него – например, на компьютер.
Не стоит проявлять ответную агрессию – например, ударять ребенка в ответ или кричать на него. Лучше сразу же, как только все произошло, спокойно сказать, глядя малышу в глаза: «Кусаться нехорошо. Маме больно» (не стоит говорить при этом: «Какой плохой мальчик/плохая девочка»: оценивать личность вместо поступка – не лучший способ разрешения конфликтов в любом возрасте). Затем можно задать ребенку вопросы: «ты обиделся на маму? Ты расстроен? Ты устал?».
Такую беседу придется провести с ребенком не раз и не два – но в конечном итоге это принесет свои плоды. Если же ничто не помогает, если все методы испробованы, а ребенок продолжает вести себя агрессивно – тем более, если ему уже больше трех лет – есть смысл обратиться к детскому психологу.