Единственная европейская страна, в которой осталась эта мера наказания – Беларусь. Сторонники смертной казни считают её адекватной расплатой за тяжкое преступление, противники, напротив, считают смертную казнь слишком жестоким наказанием, приводя факты о невинно-убиенных в результате судебной ошибки и передачи государству в лице судебной системы мощного карающего инструмента.
Альбер Камю в «Размышлениях о гильотине» (во Франции гильотина была отменена лишь в 1981 году) описывает поведение своего отца, который присутствовал незадолго до войны (в 1914 году) на публичной казни алжирского крестьянина за тяжкое преступление: «когда он вернулся, на нем лица не было. Его рвало. Он увидел то, что на самом деле скрывалось за высокопарными фразами. Он уже забыл об убитых детях. Он видел лишь дергающееся на доске тело осужденного, которому только что перерезали горло.» Сама смертная казнь не делает чести обществу, само это действие не менее безобразно чем преступление.
Но оставим в стороне доводы обеих сторон. Попытаемся посмотреть на эту проблему глазами самого преступника, вознамерившегося совершить тяжкое преступление. Большинство тяжких преступлений совершаются людьми, которые не имели намерения его совершать. Преступник, бреясь утром у зеркала, не знает, что совершит тяжкое преступление вечером. То есть большинство преступлений, за которое полагается смертная казнь, происходят спонтанно. Человека в этом случае не останавливает никакое наказание, в том числе и смертная казнь.
Другое дело, когда человек осознано встает на путь жестокого преступления сознавая, что за содеянное, он поплатится жизнью или сумеет избежать наказания. Остановит его это от убийства? Полагаю, что не остановит. Мотивы подобного преступления заслоняют инстинкт самосохранения. Он уже принял твердое решение и готов на все лишь бы добиться своего. Ему изначально безразлично, что будет потом – «пожизненное» или «смертная казнь».
Преступники, совершающие тяжкие преступления под сильным психическим воздействием или под влиянием идеологических, религиозных и националистических установок, могут прийти к раскаянию впоследствии и испытывать ужас ожидания предстоящей смерти. Статистика тяжких преступлений до и после введения моратория на смертную казнь свидетельствует о том, что наличие в законодательном арсенале смертной казни практически не влияет на показатели преступности, а если и влияют, то незначительно.
Конечно, пожизненным заключением преступникам, подобным норвежцу Андресу Брейвику, который убил 77 человек и ранил 151, общество дарует жизнь, но эта долгая жизнь в тюрьме без всякой надежды на освобождение не менее суровое наказание, чем мгновенное расставание с жизнью.
В "Житии князя Владимира", (Великий князь Владимир, который крестил Русь) сказано, что после принятия христианства, он перестал казнить преступников. При нем казней не было. Он проникся христианским духом, христианским милосердием. Он дал возможность покаяния, каким бы грешным не был человек. Смертная казнь эту возможность отнимает. Тяжелые преступления против личности будоражат общество, под воздействием эмоций, люди требуют адекватной расправы над преступником. Но цивилизованное общество должно отказаться от совершения еще одного преступления – убийства, оно должно быть выше этого.
Смертная казнь еще применяется в отдельных штатах США, Иране, Китае, стран с тоталитарными режимами. Не все человечество ещё осознало бессмысленность смертной казни как средства предотвращения тяжких преступлений.