icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Евгений Багдерин
Мучают вопросы? Узнай

Пугает ли преступников смертная казнь?

  • 1125
  • 20

Пугает ли преступников смертная казнь?

Н
Не помню уже кто-то сказал - если человек не боится смерти, значит, ему следует обратиться к врачу. В нашей стране смертная казнь отменена с 16 апреля 1997 года. Подогретое очередным резонансным, бесчеловечным преступлением общество с удивительным постоянством требует отмены смертной казни. «Распни его» - вот возглас разгоряченной толпы с ветхозаветных времен. «Око за око» гласит закон божий переданный Моисею (Левит 24:19-20). Правда, теологи вкладывают в этот завет другой смысл. Останавливает ли это преступника совершать деяния, за которым следует пожизненное заключение? Или необходимо возрождение санкционированного обществом ритуала, принесшего в жертву тысячи жизней, в том числе и невиновных.

Единственная европейская страна, в которой осталась эта мера наказания – Беларусь. Сторонники смертной казни считают её адекватной расплатой за тяжкое преступление, противники, напротив, считают смертную казнь слишком жестоким наказанием, приводя факты о невинно-убиенных в результате судебной ошибки и передачи государству в лице судебной системы мощного карающего инструмента.

Альбер Камю в «Размышлениях о гильотине» (во Франции гильотина была отменена лишь в 1981 году) описывает поведение своего отца, который присутствовал незадолго до войны (в 1914 году) на публичной казни алжирского крестьянина за тяжкое преступление: «когда он вернулся, на нем лица не было. Его рвало. Он увидел то, что на самом деле скрывалось за высокопарными фразами. Он уже забыл об убитых детях. Он видел лишь дергающееся на доске тело осужденного, которому только что перерезали горло.» Сама смертная казнь не делает чести обществу, само это действие не менее безобразно чем преступление.

Но оставим в стороне доводы обеих сторон. Попытаемся посмотреть на эту проблему глазами самого преступника, вознамерившегося совершить тяжкое преступление. Большинство тяжких преступлений совершаются людьми, которые не имели намерения его совершать. Преступник, бреясь утром у зеркала, не знает, что совершит тяжкое преступление вечером. То есть большинство преступлений, за которое полагается смертная казнь, происходят спонтанно. Человека в этом случае не останавливает никакое наказание, в том числе и смертная казнь.

Другое дело, когда человек осознано встает на путь жестокого преступления сознавая, что за содеянное, он поплатится жизнью или сумеет избежать наказания. Остановит его это от убийства? Полагаю, что не остановит. Мотивы подобного преступления заслоняют инстинкт самосохранения. Он уже принял твердое решение и готов на все лишь бы добиться своего. Ему изначально безразлично, что будет потом – «пожизненное» или «смертная казнь».

Преступники, совершающие тяжкие преступления под сильным психическим воздействием или под влиянием идеологических, религиозных и националистических установок, могут прийти к раскаянию впоследствии и испытывать ужас ожидания предстоящей смерти. Статистика тяжких преступлений до и после введения моратория на смертную казнь свидетельствует о том, что наличие в законодательном арсенале смертной казни практически не влияет на показатели преступности, а если и влияют, то незначительно.

Конечно, пожизненным заключением преступникам, подобным норвежцу Андресу Брейвику, который убил 77 человек и ранил 151, общество дарует жизнь, но эта долгая жизнь в тюрьме без всякой надежды на освобождение не менее суровое наказание, чем мгновенное расставание с жизнью.

В "Житии князя Владимира", (Великий князь Владимир, который крестил Русь) сказано, что после принятия христианства, он перестал казнить преступников. При нем казней не было. Он проникся христианским духом, христианским милосердием. Он дал возможность покаяния, каким бы грешным не был человек. Смертная казнь эту возможность отнимает. Тяжелые преступления против личности будоражат общество, под воздействием эмоций, люди требуют адекватной расправы над преступником. Но цивилизованное общество должно отказаться от совершения еще одного преступления – убийства, оно должно быть выше этого.

Смертная казнь еще применяется в отдельных штатах США, Иране, Китае, стран с тоталитарными режимами. Не все человечество ещё осознало бессмысленность смертной казни как средства предотвращения тяжких преступлений.

pro
Тамара Меркулова

"Око за око" - это правило Ветхого Завета. Проповедь Христа говорит прямо противоположное. Цитирую:

Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.
А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;
и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;
и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.
Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.

(Матфея 5:1-7:29; Луки 6:12-41)

Никакие теологи в это другой смысл не вкладывают.

spe
Владислав Черных

Проблема в том, что зачастую убийцы-насильники-маньяки, заслуживающие расстрельной статьи, получают реально отсиживаемые сроки и после отсидки порой идут на рецидив. В "местах, не столь отдалённых" сейчас до 85% рецидивистов, и убийцы среди них - не исключение. Получается, что проявление "христианского милосердия" к одним может повлечь за собой смерть других. Если уж совсем отказываться от смертной казни, то надо предусмотреть, чтобы преступники более не имели возможности оказаться на свободе, кроме как в случае обнаружения судебной ошибки.

mas
Евгений Багдерин

Тамара, все верно , я невнимательно сослался на Библию. Бог сообщил этот закон ветхозаветному Моисею (кн Левит 24:19:20). как норму поведения. Чтобы наказание было адекватным. То есть, если выбили зуб, то и преступнику следует выбить зуб а не челюсть. В Новом завете этот закон обыгран в сторону милосердия. Сегодня церковь делает упор именно на второе утверждение в соответствии с современным пониманием возмездия за совершенное деяние. Нынешние толкователи Библии всегда вывернутся! Именно это я имел ввиду. А текст я поправил. Спасибо за комментарий.

spe
Юлия Дворникова

Какие могут быть христианские чувства к преступнику, который убивает, насилует, гадит жизнь нормальному обществу, которое пытается жить по основам христианских заветов?! Давайте тогда не будем отсекать поражённые гангреной ткани и молиться за выздоравливание больного, прикладывая к гниющему мясу листочки из Библии. Как вы думаете - поможет?! Кадр из фильма "Зелёная миля" к этой статье не совсем уместен, на мой взгляд. Он более уместен к статье о судебных ошибках и несовершенству ведения следствия (нервничаю, не могу правильно сформулировать). Не знаю, что там испытывают люди с тонкой натурой, глядя на кровавую (а вот это совсем не обязательно!) казнь, но если бы дело касалось моих близких, я бы точно испытала чувство полного морального удовлетворения!

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии


выбор читателя

Выбор читателя

16+