В эпоху Средневековья ни знахари, ни лекари не имели возможности помочь всем страдающим от болезней. Поэтому единственной надеждой на исцеление становилась Божья милость. Уповая на помощь Бога, больные нередко в награду за веру получали исцеление.
В этот период в Константинополе обратили внимание, что каждый год в середине лета обостряются многие болезни, огромное количество людей погибает, не имея надежды на излечение. В связи с этим было принято решение ежегодно 1 (14) августа в течение двух недель обходить город с частицей Животворящего Креста, дабы освятить городские улицы и тем самым предотвратить болезни. Через две недели Крест возвращали в церковь при дворце императора.
Накануне священного обхода Крест переносился из дворцовой церкви в храм святой Софии, где происходило освящение воды. Благодаря этому еще одно название праздника - «Спас на воде» или «мокрый Спас». Освященная в церквях вода обладала чудодейственными свойствами, не портилась целый год до нового освящения. В этот день освящались только что построенные колодцы, приводились в порядок старые, освящалась вода в реках и озерах. Это последний день, когда можно было искупаться в водоеме, смыв с себя все грехи. Люди спешили успеть в этот день вымыть в реке домашний скот. Причин для такой спешки несколько. Во-первых, хоть август и летний месяц, но, как говориться скоро «Бог ледышку в воду пустит». Во-вторых, конец лета — самая ответственная пора для народа. И сено заготовить, и урожай убрать, и подворье в порядок привести — все успеть нужно. Вот и получается, что некогда людям купаться.
Не случайно, 14 августа отмечается еще один праздник — Медовый Спас. Дело в том, что вместе с водой в этот день освещается еще и мед. Благословляется новый медовый сбор, пекутся медовые пряники, блинчики с медом. В старину верили, что освященное лакомство обладает целебной силой и способно излечить от многих болезней.
Праздник Медового Спаса имеет отдельную историю. В 1164 русский князь Андрей Боголюбский, готовясь к битве с войском Волжской Булгарии, обратился к Богородице за помощью и покровительством. Все русское войско последовало примеру князя и пало на колени перед чудотворным образом Владимирской иконы, взятой в поход. Веря в победу, предводитель повел свою армию на встречу врагу. Вместе с воинами шли священники, они несли на поле боя Животворящее Древо Креста и святую икону.
Богородица услышала мольбы, битва была выиграна, враг повержен, а от Креста и иконы исходило невероятное сияние. Лучи света покрывали все русское войско.
В этот же день аналогичная история произошла с греческим императором Мануилом, одержавшим победу над сарацинским войском. И вновь небесный свет озарил армию победителя.
В память об этих победах был установлен праздник Всемилостивому Спасу.
Каким бы многогранным не был этот праздник, главное, о чем он нам напоминает — это милость Божья по отношению ко всем верующим.