Андрею Боголюбскому с первых дней не полюбился этот город. Впрочем, покинуть Вышгород желал не только он. Но обо всем по порядку. Однажды Юрию Долгорукому в дар от византийского патриарха была преподнесена древнейшая икона (утверждают, что ее написал сам апостол Лука и принес икону на одобрение Богородице). Чудотворную икону поместили в вышгородский женский монастырь, где монахини стали замечать необычные вещи. Якобы икона, поставленная на ночь к стене, утром оказывалась посреди комнаты. Это свидетельствовало об одном: иконе не нравится это место, она, явно, желает его покинуть.
Итак, Андрей, безусловно, знал историю с иконой и мечтал покинуть ненавистный город, но теперь уже с православной святыней. Просто так местные жители ее не отдали бы. Оставался один выход: украсть икону и бежать из города, словно беглый преступник. Покинуть приписанный отцом город, да еще прихватив с собой подаренную икону — двойная дерзость для сына. Но Андрей не желал отступать. Договорившись с монастырским священником Николаем и диаконом Нестором, под покровом ночи Андрей вывозит икону из города. Теперь его путь лежал в Суздаль.
Недалеко от Владимира княжеские кони неожиданно отказываются ехать вперед. Приходится устроить вынужденную остановку. Во время привала уставший князь засыпает и видит во сне образ Богородицы с украденной иконы. Она просит его оставить икону здесь, во Владимире. Так оно и произошло, князь исполнил волю Богородицы, а на месте чудесного видения был построен храм Успения Богородицы.
Через три столетия чудотворная икона вновь напомнит о себе.
Наступил 1480 год. Уже триста лет русский народ терпит ордынское иго. Но всякому терпению рано или поздно приходит конец. Иван III (не даром прозванный Великим) решительно отказывается отправлять в Орду очередную порцию собранной дани. Ответ не заставил себя ждать — на Русь посылается карательный отряд во главе с ханом Ахматом. Вскоре войска двух государств разделял лишь «пояс Богородицы» (так прозвана река Угра, защищающая Московские земли). В историю эта встреча вошла даже не как битва, а как стояние. Именно стояние, ведь ни один воин не сделал ни шага на встречу вражескому войску. В это время вся Москва с надеждой уповает на Богородицу, слезно молясь Владимирской иконе. Митрополит Московский пишет князю послание, в котором советует надеяться на защиту Богородицы.
В конце концов русский князь решает отступить, дав ордынскому войску перейти реку и в ступить в бой. Но осторожный неприятель заподозрил неладное. Хану Ахмату показалось, что русские заманивают его в засаду и, представив, что его ждет, поддайся он этой провокации, хан приказывает не просто отступать, а бежать!
Таким образом, благодаря покровительству Богородицы, легендарное стояние окончилось победой русских войск и свержением трехсотлетнего ига.