icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Леонид Девятых
Культура и искусство

Правда ли, что у замечательной русской актрисы Немировой-Ральф была счастливая судьба?

  • 1217
  • 14

Правда ли, что у замечательной русской актрисы Немировой-Ральф была счастливая судьба?

Е
Ее звали Анастасией Антоновной Немировой. После замужества она стала Немировой-Ральф, как и писалась затем в театральных афишах.

Родилась Анастасия Антоновна в 1849 году. Сценическую деятельность начала в Нижнем Новгороде, откуда ее сманил в 1870 году в город Казань антрепренер Петр Михайлович Медведев, прельстившись ее красотой, мелодичным, «теплым» по тембру голосом и несомненным сценическим талантом.

Первым же своим появлением на сцене Городского театра в драме «Быть или не быть», Немирова-Ральф заставила местную прессу говорить о себе только с восхищением и восторгом, сходу завоевав симпатию казанской публики. У нее было все: красота и изящество, превосходная дикция, простота и естественность в игре. Она была самой подкованной по профессиональному мастерству актрисой, обладала редким тогда даром психологизма и быстро вышла на первые роли, став премьершей в труппе Медведева. И это несмотря на то, что в сезон 1871/72 года на сцене казанского театра стала играть стремительно восходящая звезда Мария Гавриловна Савина, а к концу сезона появилась в труппе Петра Михайловича и «сама» Полина Антипьевна Стрепетова.

«В 1872 году, по окончании моего контракта, Казанский театр взяла дирекция», – писал в 1886 году в своей «Автобиографии» Медведев. Дирекция отказалась от услуг Немировой-Ральф, Савиной, Стрепетовой и других сильнейших актеров бывшей труппы, в результате чего уже после первых спектаклей резко упали сборы. Пресса же начинала свои критические статьи со слов: «Плохо, плохо!»

Дирекция, дабы вернуть зрителя, пригласила в Казань на сезон 1872/73 годов великолепного характерного актера-комика Константина Александровича Варламова и вернула в труппу Немирову-Ральф. Она избрала для своего первого выхода в сезоне роль Катерины в «Грозе» А.Н. Островского. Спектакль состоялся 12 сентября 1872 года и надежд казанских театралов не оправдал. «То, что было показано… на сцене, – писал историк казанского театра И.А. Крути, – весьма отдалено напоминало это знаменитое творение драматурга».

Немировой-Ральф не удалось «вытащить» спектакль. Да и сама она, по воспоминаниям современников, играла без искры и не смогла найти нужный тон с другими актерами, занятыми в спектакле. «Выручить» театр она тоже не смогла, как не смогли это сделать ни приглашенная, наконец, Полина Стрепетова, ни Хиония Таланова, прослужившая в нем с 1851 по 1860 годы, ни комик-буфф Константин Варламов, ни знаменитый мастер перевоплощения Александр Ленский. Все изменилось лишь в 1874 году, когда антрепризу в Казани вновь принял умный и не жадный Петр Медведев.

Но Анастасии Антоновны уже не было в Казани. С 70-х годов XIX столетия она с блеском стала выступать в провинциальных театрах Владимира, Нижнего Новгорода, Самары, Воронежа, Саратова, Харькова, Одессы и Киева.

На сезон 1880/81 года она была приглашена в Пушкинский театр в Москве, а 1890-1891 годах играла в московском частном театре, который «держала» драматическая актриса Елизавета Николаевна Горева.

В Казани Немирова-Ральф снова появилась в конце 90-х, в труппе Товарищества антрепренера и актера Михаила Матвеевича Бородая. Она была в великолепной форме и так блестяще сыграла Елизавету в «Марии Стюарт», что «Волжский вестник» констатировал следующее: «Лучшей Елизаветы не видела Казань».

В 1900 году Анастасия Антоновна покидает Казань, и сюда уже не вернется: руководство старейшего русского драматического театра драмы в Санкт-Петербурге, известного как Александринский, сделало ей предложение, от которого она не нашла ни сил, ни желания отказаться.

С тех пор – она в Александринке. Работает с 1908 по 1917-й под руководством В.Э. Мейерхольда, играет старух. И как играет. В 1923 году ей даже присваивается звание Заслуженной артистки республики.

Александринский театр, переименованный в 1924 году в Ленинградский Академический театр драмы, был последним местом службы Анастасии Антоновны. В нем и оборвалась в 1929 году, вместе с жизнью, долгая и счастливая сценическая судьба актрисы Немировой-Ральф.

deb
Наталья Реутова

ну вот, еще одна человеческая жизнь промелькнула перед глазами. +++++ за очень интересную статью про интересного человека.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+