icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Марк Блау
Интересные факты

Правда ли, что русские собирались применить при Бородино боевой аэростат?

  • 2219
  • 3

Правда ли, что русские собирались применить при Бородино боевой аэростат?

В
В Бородинской битве принимало участие около 500 моряков и ни одного воздухоплавателя. Факт, что называется, исторический.

Стоп, стоп! А разве могли быть во время войны 1812 года в русской или в какой-либо другой армии того времени воздухоплаватели?

Теоретически рассуждая, могли бы. Ведь полеты на воздушном шаре начались уже в 1783 году. 5 июня этого года братья Монгольфье, Этьен и Жозеф, в первый раз произвели публичный запуск воздушного шара, наполненного горячим воздухом. Шар был сшит из холста, покрыт бумагой (которая не давала горячему воздуху быстро улетучиться) и оплетен сеткой из прочной веревки. К сетке была привязана корзина, в которой находились первые в мире воздухоплаватели: утка, овца и петух. Полтора месяца спустя, 27 августа этого же года, профессор физики Жак Шарль запустил в полет свой аэростат, сделанный из прорезиненного шелка и наполненный водородом. За четверть века полеты на аэростатах-монгольфьерах перестали быть новинкой, но все еще продолжали быть диковинкой. А изобретатели уже начали предлагать разнообразные способы применения воздушных шаров. Как мирные, так и военные.

В 1811 году, например, немецкий умелец Франц Леппих предложил императору Наполеону построить боевой аэростат – управляемый воздушный шар, в корзину которого можно было бы посадить военных. Такой шар можно было бы использовать не только для разведки, но и для боевых действий. Например, предлагалось сбрасывать на неприятельские войска корзины с порохом, чтобы расстроить боевые порядки наступающих. Когда Наполеон отказался от такого предложения, Леппих через российского посланника в Штутгарте сделал такое же предложение императору Александру I. Русский император заинтересовался предложением. Леппиха тайно доставили в Россию и в мае 1812 года доставили в Москву и разместили в подмосковной усадьбе Воронцово. Эта усадьба нынче находится уже в черте Москвы, в районе метро «Калужская». Здесь началось сооружение воздушного шара. Леппих предполагал сделать оболочку из плотной шелковой ткани, тафты, а наполнить шар водородом, который вырабатывался при реакции серной кислоты с железом. В работах по созданию аэростата принимали участие около 100 человек.

Перспективы боевого применения воздушного шара в разразившейся войне с Наполеоном были туманными. Впрочем, даже М.И.Кутузов имел некоторую надежду, что в конце лета он получит если не большой, то хотя бы малый воздушный шар, который сможет поднять 2 человек. 22 августа он запросил у московского генерал-губернатора Ф.В.Ростопчина, готов ли аэростат, и как с наибольшей выгодой можно было бы его употребить в бою. К этому времени Ростопчин уже понял, что аэростат Леппиха небоеспособен. О чем, вероятно, и донес главнокомандующему. При этом, он не преминул использовать «чудо-оружие», как мы бы сейчас сказали, в информационной войне. С ведома Ф.В.Ростопчина распространялись слухи о том, что воздушный шар готов, и будет применен против злодея-Наполеона.

При вступлении Наполеона в Москву Леппиха с его командой эвакуировали сначала в Нижний Новгород, а после отправили в Ораниенбаум неподалеку от Санкт-Петербурга. Работы над военным аэростатом продолжались до осени 1813 года. Разработка обошлась казне в 320 тысяч рублей.

spe
Лариса Попруга

Интересная информация+++
Как я понимаю, 320 тысяч рублей потратили, а аэростат так и не нашел применения, как зачастую у нас и происходит)))

mas
Дмитрий Неткачев

Во всем виноват ветер. В Центральной части России он дует в основном с запада. Поэтому применение аэростата в той ситуации было бы бесполезно.
По службе занимался историей 1812 г. Попытки создания боевого аэростата были, но он не мог поднять более 90 кг. Его хотели применить для сбрасывания тяжелых камней и стрел на кавалерию, чтобы сорвать атаку.
В той войне не удалось многое. В частности, опоздала к началу боевых действий конница, которая должна была производить периодические налеты на обозы французской армии при движении к Москве. Только небольшой отряд Дениса Давыдова выполнял рейды в тылу у французов. Наполеон слишком быстро ушел, наши опоздали примерно на месяц. +.

pro
Семен Цыгановский

Интересно, я и не знал о таком событии, как применение аэростата в войну 1812 года

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+