Какой прекрасный человек – Сэмюэль Морзе – и блестящий военно-морской офицер, и талантливый учёный, подаривший миру в 1836 году телеграфный аппарат, а в 1838 году – свою азбуку для связистов!
Телеграфом Морзе пользуются до сих пор, наряду с телефоном, радио и космической связью. Гложет, правда червячок сомнения, ведь упорно ходят слухи о том, что первый электромагнитный телеграфный аппарат изобрёл-таки не Морзе, а русский изобретатель барон Павел Львович Шиллинг ещё в 1832 году, разумно воспользовавшись наступающей эрой «приручения электричества», и развития электротехники, аккурат с 1800 года.
Ну, не приучен русский человек патентовать свои изобретения! Нет в нём той нотки меркантильность, в более или менее степени присущей остальным народам! Изобрёл чего путное – пойди и запатентуй своё «путное», ан, нет: «Берите, люди, пользуйтесь на здоровье!» Люди и пользуются.
Есть мнение, что талантливый американский учёный был талантлив и в присвоении чужих трудов. Но, вполне возможно, что Сэмюэль всё-таки изобрёл свой телеграф самостоятельно, не будем клеветать.
А вот что известно доподлинно, то это то, что было у Сэмюэля Морзе два друга. Первого звали Альфред Вейл, не только друг, но и коллега по бизнесу, так сказать, к тому же, разделяющий увлечения Морзе электричеством и всякими электротехническими штучками. Когда телеграф Морзе был готов, именно Альфред предложил использование буквенного кода (собственно той самой знаменитой «азбуки»), системы кодировки символов короткими и длинными импульсами для передачи их по линиям связи. Представьте себе удивление и возмущение Вейла, когда Морзе присвоил только себе, любимому и исключительному, его «коммерческий код», как Альфред Вейл его назвал.
К тому времени, как немец Герке в 1848 году значительно усовершенствовал этот код до того состояния, которым мы пользуемся на данный момент, отношения между Сэмюэлем и Альфредом прекратились окончательно, и их столь долговечная дружба сошла на нет, чтобы уже никогда не быть восстановленной. Печально, но факт!
Вот так, порой, в поисках славы и всеобщего признания, мы теряем друзей, которые могли бы пройти с нами до конца весь жизненный путь, разделив с нами наши беды и радости, поддержать и помочь нам в трудную жизненную минуту. Ничто не сходит с рук… В любом жизнеописании Сэмюэля Морзе вы всегда наткнётесь на мутноватый оттенок предательства по отношению к своему близкому другу – Альфреду Вейлу, от чего великая слава изобретателя Морзе становится несколько тускнее. Грустно закончилась эта дружба.
Но был у Морзе-изобретателя ещё один большой талант – талант живописца. И был Сэмюэль Морзе, благодаря своему таланту, ещё и первым президентом Национальной Академии Рисунка в Нью-Йорке.
И был у первого президента ещё один близкий друг – писатель Фенимор Купер. Тот самый, который познакомил нас с «Последним из могикан» и «Следопытом». Вы не поверите, но иллюстрации к первым изданиям книг Ф. Купера углём и карандашом живописал сам изобретатель.
Сейчас эти работы стоят бешенные деньги, а в то время, Купер просто не имел возможности заплатить художникам за иллюстрации к своим произведениям, а Морзе сделал их совершенно бесплатно! Уж очень нравилось читать ему о приключениях «На берегах Онтарио», написанных другом Джеймсом.
Дружба, начавшаяся с иллюстраций к тексту, постепенно переросла в тесную духовную связь. Прошло всего пару лет после знакомства, и между друзьями родилась идея: надо дать возможность всем американцам, не имеющим возможности побывать в Европе, увидеть своими глазами великие творения великих мастеров прошлого. Сказано – сделано!
В Музее Американского Искусства города Эванстон (штат Иллинойс) хранится картина работы С. Морзе под названием «Галерея Лувра». На полотне – один из залов этой знаменитейшей галереи, в котором, якобы, собраны 38 шедевров. Это бессмертные творения Леонардо, Тициана, Рафаэля, Рубенса и Рембрандта. Изображённые копии картин выполнены с особой, скрупулезной тщательностью, чтобы каждый желающий мог рассмотреть их в мельчайших деталях. Картина была закончена полностью в 1842 году, а начата – в 1834. Почти 10 лет на детальное выписывание чужих шедевров, чтобы их могли увидеть другие! Это, своего рода, – поступок!
А ещё на этой картине мы можем лицезреть самого автора, Джеймса Фенимора Купера и всю его семью, увековеченные в этом шедевре.
Была очень благородная задумка – провезти эту картину по всей стране, но, увы, этим планам не суждено было сбыться!
Вот таким Мировая История запомнила Сэмюэля Морзе: с одной стороны – сомнительного учёного-изобретателя, с другой – блестящего бескорыстного живописца. Какой по духу ближе вам?
Знак окончания: . -. - .