icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Марк Блау
Культура и искусство

Полюбуемся пейзажами барбизонцев.

  • 116
  • 5

Полюбуемся пейзажами барбизонцев.

В
В наше время Барбизон – маленький городок километрах в 90 от Парижа. Вокруг находится прекрасный лес Фонтенбло. Здесь с незапамятных лет были охотничьи угодья французских королей. Тот королевский дворец, который стоит в Фонтенбло сейчас, был построен Франциском I в начале 16-го века.

А в 19-м веке Барбизон был деревней с одной улицей. Вокруг был лес, поэтому основным промыслом жителей Барбизона было производство древесного угля.

Перспектив для развития у деревни не было никаких. Но благодаря техническому прогрессу, а именно, прокладке железной дороги, деревня резко приблизилась к Парижу. Полтора-два часа, и парижанин попадал в лесные чащи, к маленьким речушкам и живописным озерам.

Естественно, что первыми потянулись в эти места парижские художники.

Еще одно влияние технического прогресса на живопись: появились химические краски. Мало того, что художники получили в свое распоряжение сотни новых цветов и оттенков. Немаловажным оказалось и то, что химические краски были гораздо более компактны, чем краски природные. Они упаковывались не в тюки, а в тюбики. Благодаря этому багаж художника, уезжающего на этюды, стал вполне подъемным и легко переносимым с места на место.

Открыл Барбизон в 1836 году Теодор Руссо (1812 —1867). Сначала он приезжал туда на лето, а с 1848 года обосновался «среди лесов» постоянно. Вскоре к нему приезжают на несколько дней, а то и на несколько месяцев другие художники, Жан Франсуа Милле, Жюль Дюпре, Шарль Добиньи, Констан Тройон, Нарсис Вержиль Диаз де ла Пенья. У каждого из них был свой взгляд на природу. Милле, например, большое внимание уделял изображению на фоне пейзажа работников: косцов, собирателей колосьев. Вскоре этот кружок художников стали называть «Барбизонской школой» или попросту «барбизонцами». Главное достижение барбизонцев – введение пейзажа в круг «канонических» жанров живописи.

Нам сейчас это может показаться странным. Однако вплоть до середины 19-го века пейзаж в европейском искусстве не входил в число «главных» жанров. Пейзаж был как бы сценой (или, лучше сказать, сценическим задником), на фоне которой происходили события картин исторических, мифологических или героических. Барбизонцы продемонстрировали зрителю самоценность пейзажа. Их картины были реалистическими, но навевали романтическое настроение. Чтобы достигнуть этого от художников требовалось высокое мастерство, большая наблюдательность и способность найти новые цветовые возможности. В последнем, в поиске новых выразительных средств, барбизонцы были прямыми предшественниками импрессионистов. Именно барбизонцы ввели в художественную практику рисование на открытом воздухе, пленэр. До этого художники делали на натуре только зарисовки и этюды. Сами же картины писались в мастерской. Большинство же картин барбизонцев писалось непосредственно на природе.

Барбизонцы достигли большого мастерства в передаче вариаций света и цвета. Они стремились передать все богатство красок при закате и при восходе солнца. Тем самым были созданы все предпосылки для того, чтобы появились импрессионистические пейзажи.

Художники барбизонской школы оказали большое влияние не только на развитие пейзажной живописи во Франции. Их картины повлияли на развитие пейзажной живописи в Западной Европе, в США и в России. Те, кто знаком с картинами Шишкина и Левитана, могут не только оценить мастерство русских художников. Многие скажут, что живопись этих художников шагнула гораздо дальше по сравнению с живописью барбизонцев в плане психологичности и ненавязчивого контроля подсознания зрителя.

Но важно не только это. Важно и то, что русская живопись и русская культура в те годы, в последней четверти 19-го века, не отделялась какой-то «самобытной» домотканой стеной от культуры и живописи Европы.

И, кстати, знаете, что изображено на современном гербе города Барбизона? Золотая палитра и пять золотых же кистей для рисования на фоне зеленого, лесного, цвета

top
Halida Rojkova

Отличные пейзажи писали барбизонцы. Такое внимание к заднему фону и прорисовка каждой детали! Чудо!

spe
Владислав Черных

Для меня стало новостью то, что к пейзажу до барбизонцев относились некоторым пренебрежением. Впрочем, в истории живописи не силен, мне простительно...

pro
Тамара Меркулова

Ну, не всегда и не везде, Владислав. Голландские пейзажисты (в частности, Рёйнсдал) жили и творили задолго до барбизонцев.

pro
Семен Цыгановский

Халида, ну насчет прорисовки и фона я бы не восторгался. Не очень-то они старались. Спешили в импрессионизм...:)

tra
Даниил Харинюк

Всегда любил пейзажи, и чем необычнее они, тем кажутся мне красивее.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии


выбор читателя

Выбор читателя

16+