В некоторых случаях «полезность» болезни очевидна. Например, еще в XIX веке существовало такое обыкновение: когда ребенок заболевал ветреной оспой или краснухой, все родные и знакомые приводили в гости своих детей, особенно девочек – пусть заражаются, пусть переболеют в легкой форме сейчас и смогут не бояться тяжелой формы, когда вырастут, особенно при беременности… К сожалению, это применимо не ко всем болезням, которые дают пожизненный иммунитет – с корью и полиомиелитом лучше так не рисковать. Этого не понимают родители, отказывающиеся от прививок, а иногда даже от лечения. Известен случай, когда родители не только не обратились к врачу для введения иммуноглобулина, но и не стали удалять присосавшегося к ребенку клеща: они были уверены, что заразившись таким образом энцефалитом, ребенок получит «природную прививку» от этой страшной болезни. Вряд ли следует уточнять, к чему это привело: это тот случай, когда болезнь приносит только вред.
О пользе болезни можно говорить, когда скрытые процессы становятся явными. Например, человек может пить, курить, переедать, пока однажды не попадет в кардиологическое отделение – и тогда будет надежда, что он наконец задумается о своем здоровье и перестанет подвергать его таким испытаниям.
Во многих книгах – в том числе претендующих на научность и даже в учебниках – тиражируется миф о связи гениальности с болезнями: туберкулезник Ф.Шопен, нервнобольной Р.Шуман, эпилептик Ф.М.Достоевский, подагрик Б.Кавальери… если с умом подобрать персоналии, действительно может создаться впечатление, что все талантливые люди не блистали здоровьем. Но если взять «великие имена» без учета этого обстоятельства, то окажется, что серьезно больных людей было не так уж и много – скажем, Дж.Верди ничем серьезным не болел и прожил больше 90 лет. Что же касается гениев, действительно имевших проблемы со здоровьем, то они творили не благодаря болезням, а вопреки им, так что для гениальности болезнь определенно не полезна.
О какой-то «пользе» болезни можно говорить лишь применительно к тем людям, которые благодаря болезням открыли в себе таланты. Когда недуг нарушает привычное течение жизни, человек ищет психологическую «отдушину», и таковой вполне может стать творчество, которым человек не занялся бы, если б был здоров. Именно так стали писателями Н.Островский и Д.Донцова – творчество помогло им «разорвать железное кольцо» (Н.Островский), созданное физическими страданиями. Пожалуй, можно сказать, что болезни этих людей принесли пользу если не им самим, то читателям, любящим их книги.
О некоторой пользе болезни можно говорить, если она позволяет временно изолироваться от психотравмирующей ситуации. Впрочем, это чревато явлением, которое называют «бегством в болезнь». Особенно ярко это выражается у истериков: они заболевают, как только возникают какие-то проблемы. Впрочем, такая ситуация – сама по себе болезнь, требующая вмешательства психотерапевта, а то и психиатра, да и разрешение конфликта оказывается псевдоразрешением. Так, у одного такого больного поднималась температура каждый раз, когда его вызывали на бракоразводный процесс, который из-за этого раз за разом приходилось откладывать… но в конечном итоге жена с ним все равно развелась, а пытку ожиданием неприятного события он себе продлил.
С точки зрения верующего человека болезнь, несомненно, может быть полезной. Мы верим, что болезни посылаются нам не просто так, а для того, чтобы побудить нас задуматься о Боге и о своих грехах – ведь здоровому человеку очень часто не хватает на это времени. Многие люди, только попав в больницу, начинают задумываться об исповеди и причастии: месяц за месяцем, год за годом откладывал – и вдруг оказалось, что может стать некуда откладывать! Если такой больной поправиться, есть надежда, что в дальнейшей жизни он будет вести себя менее легкомысленно, если же умрет – польза для его души и вечной жизни тоже будет очевидна.