icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Людмила Серебрякова
Обучение

Почему трава зеленая?

  • 4883
  • 4

Почему трава зеленая?

Ж
«Жил-был зеленый крокодил. К нему в гости прилетел зеленый попугай и пришлепала зеленая жаба. Они дружно уселись на зеленой травке, пристроив от солнца зеленый пальмовый лист, и начали угощаться жирными зелеными гусеницами». Эту «зеленую» сказку принес мне на проверку соседский мальчик: учительница дала задание написать какую-нибудь историю о зеленом цвете в природе. Я исправила ему «жирных зеленых гусениц» на "спелые краснобокие яблоки", чтобы не было так кровожадно, и сказка прямо таки захрустела вся под синим небом и желтым солнцем.

Потом мы с мальчиком пошли на речку, где в заболоченном месте увидели, что трава бывает не только зеленая, а и рыжая, красноватая, коричневая. Над камышами парили стрекозы, тоже иногда зеленые, а в воде плавала дикая уточка с утятами. Вечерело, и нас, конечно же, искусали комары, за что потом и мальчику, и мне, взрослой тете, досталось от его мамы.

Но мы оба – ребенок и женщина – были счастливы, потому что сделали в этот день для себя открытие: мы узнали, почему трава зеленая! Я то знала об этом и раньше, но именно так – в живой природе, в живом общении с ней! – и я сделала открытие.

А помог нам обычный сельский учитель-пенсионер, который, накрыв голову газетной шляпой, удил рыбу на берегу. Мне кажется, что он не столько был занят рыбой, сколько наблюдал за нами. И когда мой юный спутник задал сакраментальный вопрос: «А почему трава зеленая?», мужчина сразу же подозвал нас и сказал: «Чтобы узнать это, надо сначала нарвать травы и поставить опыт! Дерзайте, молодые люди!»

И мы с мальчиком минут пятнадцать ползали по берегу и искали, какой бы травы лучше нарвать. Делать это с ребенком, значит останавливаться на каждом «ползке» и рассматривать, как на стебельке ромашки упорно пытается удержаться кузнечик, радоваться, что божья коровка расправила крылышки и полетела «на солнышко», где «ее детки кушают конфетки», считать муравьев и удивляться, как такое малюсенькое существо тащит на себе целое «бревно»! Ну, и так далее.

Поэтому, когда мы предстали, наконец, перед нашим учителем, мы все были измазаны и счастливы от впечатлений. Глядя на нас, интеллигентный старичок с улыбкой спросил: «Как вы думаете, сколько травы влезет в этот стаканчик?». И показал прозрачный одноразовый. А мы принесли ему целый ворох!

Учитель измельчил руками немного травы, поместил в стаканчик и залил теплой водой из фляжки. Пока мы слушали его интересные рассказы о жизни, о бывших учениках, кем они стали, когда выросли, время прошло, и стаканчик наполнился зеленоватой жидкостью. А после того, как мы трое, сидя на прибрежном песке, умяли с аппетитом вкуснейшие бутерброды, жидкость в стаканчике стала совсем зеленой.

Тогда учитель поднял стаканчик к солнцу – цвет был замечательно изумрудный! – и стал объяснять, что вода окрасилась хлорофиллом, который содержится в траве и всяких растениях и придает им зеленый цвет. Пить эту водицу не надо, сказал он, а понаблюдать за ней стоит, потому что она живая, как в сказке про Ивана- царевича. «Испил он живой водицы…» Через некоторое время к воде прилетела стрекоза и попила немного, потом белая огромная бабочка, потом даже небольшая птичка, а дальше – комары. Тем временем учитель объяснял, что хлорофилл – это такое вещество, которое дает жизнь. С его помощью деревья, трава, кустарники берут энергию у солнца, превращают ее в питательные вещества и – живут себе, припеваючи! Мы тоже начали «припевать», отбиваясь от комаров. Все это означало, что пора уходить с речки домой.

Над предположениями мальчика о том, что и у крокодила, и у лягушки тоже в коже есть хлорофилл, учитель не посмеялся, хотя и мог. Он мудро объяснил, что зеленый пигмент, то есть, краска такая, бывает только у растений, причем, высших, а также у зеленых водорослей. У бурых и красных водорослей хлорофилл тоже есть, но он другого вида. Поэтому и цвет другой.

При помощи хлорофилла растения преобразуют солнечную энергию в пищу для себя, в том числе и трава, по которой мы любим бегать босиком, с приятностью ощущая в летний зной удивительную прохладу спорыша, например. При этом растения усваивают углекислый газ и выделяют живительный кислород. Получается, что, благодаря траве и деревьям, мы, люди можем дышать чистым воздухом. Есть такой комнатный цветок, называется хлорофитум, так его надо поставить в спальне, и там всегда будет свежий воздух, и сон крепким.

Конечно, обычному человеку, тем более маленькому мальчику, трудно постичь все тонкости этого важного процесса. Но если стать ученым, как, например, Тимирязев, то все возможно. А пока надо хотя бы научиться беречь окружающую природу, не ранить ее своим невежеством, не засорять всякими отходами.

Мальчик вспомнил, как видел на зеленой лужайке в парке большие рыжие пятна от огня. Наверное, там много погибших муравьев осталось, сказал он с сожалением. Но, может быть, хоть один из них выжил и теперь строит новый дом.

– Да,– подтвердил учитель. – Это очень грустно, когда рушится твой дом, где ты жил и растил детей. Вот и муравью, если он выжил, довелось перебраться из разрушенного дома в другой. Трава для него – тоже дом, и она должна быть летом зеленой, а не выжженной кострами, которые молодежь любит разводить где попало.

Так, беседуя, мы прошли берег реки и остановились у мостика, где и попрощались с учителем. Вечернее солнце садилось за горизонт, и зеленая трава была уже не зеленой, а темно-синей.

Но нам она, такая, нравилась не меньше, чем днем. Теперь мы знали, что в ней проживает много всяческого народу, и трава должна всех кормить вкусным соком, поить росинками, которые соберутся утром на ее листочках, а значит, должна быть сочной и зеленой. Кроме того, трава может служить хорошим лекарством человеку, поэтому должна быть чистой и целебной. Так устроено Высшим Разумом на Земле. А человеку остается с любовью и заботой относиться ко всему живому. «И зеленому», – добавил мой маленький сосед. И я, конечно, с ним согласилась. Ведь дети – очень мудрые и искренние люди.

mas
Дмитрий Неткачев

Понравилось. Появился еще одни интересный автор, который может увлекательно преподать материал. +.

deb
Наталья Реутова

подобные открытия дают почувствовать нашу близость с природой! +++

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+