icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Евгений Багдерин
Мучают вопросы? Узнай

Почему так популярен шансон?

  • 1772
  • 6

Почему так популярен шансон?

Я
Я никогда не испытывал особенных чувств к французской песне, но когда слышу:- "Я люблю шансон!", я представляю на сцене легендарной парижской "Олимпии" Эдит Пиаф, Сальваторе Адамо или Шарля Азнавура - всемирно известных шансонье, которые покорили планету своим уникальным творчеством. Я всегда был убежден, что шансон (фр. chanson — песня) - это исключительно французское явление, уходящее корнями в историческую традицию, примерно такое же как спиричуэл у афроамериканцев или риверданс у ирландцев.

И вдруг это французское слово с чьей-то легкой руки незаметно перекачивает в русскую словесность для обозначения целого нового направления в русской музыкальной культуре. А направление это банальный блатняк, который кочевал по тюрьмам и лагерям и, наконец, вырвался на свободу в лихие перестроечные. Если раньше "камерные" исполнители довольствовались акустической семиструнной, то сегодня этот вид "искусства" облагорожен звучанием Yamahа и цензурным текстом.

"Раскрутчики" организуют фестивали, концерты, звукозапись. Создают федеральную радиостанцию " Русский шансон", разворачивают в интернете сайты форумы, порталы. На самом деле мы имеем дело с эвфемизмом, когда низкосортную тюремную лирику с убогой однообразной музыкой пытаются выдать за самостоятельное направление в музыкальной культуре. В самом деле, не назовешь же федеральную радиостанцию - "Русская блатная песня" или "Блатняк". Думали ненадолго, напоются, но нет, дурновкусие и пошлятина продолжает процветать, аудитория не становится меньше. Блатная лирика звучит со всех сторон; в кафе, ресторанах, маршрутках, такси. Трансформируется в репертуар Михайловых, Такаревых, Новиковых.

Музыкального жанра, аналогичного «русскому шансону» не найти ни в одной другой стране мира. Откуда у наших граждан такая слепая любовь к подобным песням? Главная причина дурновкусия у большинства наших сограждан это тотальная музыкальная безграмотность. Она и является самой благодатной почвой для попсы и, выстраданной в зоне или тюремных застенках, лирики. Может ли среднестатистический житель России отличить Рахманинова от Свиридова, есть ли у него возможность хоть раз в месяц сходить на концерт серьезной музыки? Что дала школа для полноценного эстетического воспитания? Есть и другая точка зрения. В 30е годы полстраны заставили попробовать вкус тюремной болтанки и "светлую" романтику ГУЛАГА. Но, как правило, эти люди без восторга вспоминают эти годы.

Песня, состоящая из "тынц-тынц, ля-ля-ля" и незамысловатого содержания о том, как непременно безвинный зэк смотрит сквозь решетку на вольных голубей, или пишет письмо маме, без всякого напряжения «ложится на слух». Мы искренне сочувствуем пареньку, которого несправедливо зверь-прокурор приговорил к вышке, который пожить то толком не успел. А паренек этот на самом деле замочил человек этак 5, сгреб барахло и «рыжье» в кучу и просадил в кабаке с подружкой, которая тоже не упустит случая «окропить снежок чужим красненьким».

Эта незамысловатая фабула вызывает, как не странно, слезное сочувствие у массового российского обывателя. Хотя в жизни он за квартал обходит подобных пацанов. Парадоксальность мышления таких обывателей просто поражает. Он может только что с криком бежать от какого-нибудь «братка» попросившего прикурить или кошелек в темном переулке и в то же время пустить слезу, за рюмкой водки, слушая «Владимирский централ» Круга.

Отсутствие сколько-нибудь внятного отношения государства и общественных организаций к масштабному распространению криминального фольклора приводит к тому, что блатные песни становятся составной частью культуры среди детей и молодежи. Песни льются из окон многоэтажен, автомобилей, звучат на корпоративах, в ресторанах и кафе, на каналах радио и ТВ. Исполнители – любимцы публики, нога которых даже не ступала на лагерную землю, собирают на концертах по всей стране наивных сочувствующих, строят на свои «трудовые» дворцы на Рублевке.

Вылечить от этой психической привязанности к блатняку не сложно. Надо свозить адептов этого сомнительного искусства на экскурсии по романтическим лагерным баракам и тюремным камерам, дать возможность посидеть на параше и испытать на себе ряд шансонных терминов: шмон, этап и т.д. Хороший результат дает сеанс уличного мордобоя с изъятием материальных ценностей. После подобной профилактики повышенный интерес к блатному песнопению заметно снижается.

spe
Юлия Дворникова

ВЕЛИКОЛЕПНО! Подписываюсь и предлагаю другим, кто согласен, сделать то же самое!!!

top
Halida Rojkova

Есть другая точка зрения: поскольку в 30 - е годы в лагерях успела пересидеть половина страны, то и блатная романтика, стало быть, никому не чужда. А дальше по тексту прекрасной статьи прекрасного автора!+++

spe
Милана Гейко

Отлично! В самую точку! Все правильно и очень понятно! Браво, Евгений! :):):) (Адамо и Азнавур... ммм... обожаю их слушать)

mas
Марк Блау

Варлам Шаламов, которому в данном случае можно и нужно доверять, ненавидел блатных и считал, что в романтизации блатной жизни виноваты в первую очередь писатели и поэты.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+