Далеко от нас то время – но нет-нет – да и услышишь что-нибудь про «толстых попов». И разумеется, объясняется это тем, что они самым наглым образом объедают прихожан. Попробуем же разобраться, насколько соответствует действительности это социальный стереотип.
Начнём с того, что никакой статистики, никаких фактов, доказывающих, что священнослужители страдают ожирением чаще, чем представители других профессий, не существует. Как человек, регулярно имеющий дело со священниками, могу подтвердить, что люди с лишним весом встречаются среди них ничуть не чаще, чем среди прочих. Как случилось, что ожирение стало «болезнью века» – тема для отдельного разговора, но для нас сейчас важно, что священники подвержены ей в той же степени, что и все наши современники. Иное дело, что у священников это чаще замечают. Почему так происходит?
Во-первых, священники обычно появляются на людях в рясе – в такой одежде «животик» намного заметнее, чем под пиджаком.
Во-вторых, определённую роль играет «эффект человека в форме»: особый человек, к которому традиционно предъявляются завышенные требования, каких никто никогда не предъявит к себе. В этом плане отношение к священникам сопоставимо с отношением к учителям (хотя последние в наше время и не носят мундира, тем не менее, остаются «людьми в форме»): учитель не может устать, потерять терпение, его поведение вне школы тоже немедленно будет «разобрано по косточкам» учениками и родителями. Примерно так же люди, далёкие от церкви, склонны воспринимать священников – особенно если ненавидят их «по определению и ищут поводов для обвинения: в глазах такого человека священник действительно обязан быть идеальным во всём, чтобы оправдать само своё право на существование – в том числе, обязан иметь фигуру Аполлона.
Но если уж кому-то так хочется… задумаемся, а может ли священник быть «Аполлоном»? Для этого, как известно, надо, во-первых, правильно питаться, во-вторых, заниматься физкультурой. Есть ли такая возможность у священника?
Питаться правильно – это значит иметь сбалансированную диету и есть по режиму. Священник строго соблюдает все посты – а постная пища совсем не обязательно диетическая. Львиная доля постов у нас приходится отнюдь не на те сезоны, когда овощи и фрукты относительно дёшевы, вот и выходит, что самой доступной постной пищей оказывается картошка – от неё точно не похудеешь (есть, правда, гречка, но она дороже – для многодетной семьи, каковыми обычно являются семьи священников – разница может быть критичной).
Выстроить рациональный режим питания тоже не получается: от полуночи до окончания Божественной Литургии (около 12 часов дня) священник не имеет права не то что поесть – стакан воды выпить, потом начинается практически ненормированный рабочий день: помимо обычных богослужений бывает и то, что происходит, так сказать, «вне плана»: кого-то крестить, кого-то венчать, кого-то отпеть, кому-то освятить квартиру, машину, совершить литию на кладбище, съездить в больницу – исповедовать и причастить умирающего и т.д. и т.п. Не получается у священника есть часто и понемногу – как советуют диетологи худеющим! Иной раз и пообедать не успевает – остаётся только наесться на ночь (что, как известно, стройной фигуре не способствует). Где уж тут выкроить время для тренажёрного зала? Но при всей своей напряжённости работа священника скорее интеллектуальная, чем физическая – что тоже располагает к лишнему весу.
Так стоит ли осуждать священников? Или, может, лучше обратить внимание на собственные недостатки? Для душевного здоровья это определённо полезнее.