icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
»нтересные факты

ѕочему стыдно ходить обнаженными?

  • 2044
  • 1

ѕочему стыдно ходить обнаженными?

 
 огда-то Ц на заре своего существовани€ Ц в прекрасном и беспечальном Ёдемском саду Ц люди не знали Ђодежд стеснительныхї (как пишет об этом английский поэт ƒж.ћильтон), ибо были безгрешны, а где нет греха Ц там и стыда быть не может (тут вспоминаетс€ мысль другого великого англичанина,  .—.Ћьюиса: познавший стыд познает и бесстыдство). —огрешив же Ц ослушавшись Ѕога, потер€в первозданную чистоту Ц человек первым делом Ђувидел, что он нагї Ц и поспешил прикрыть наготуЕ

“ак объ€сн€ет Ѕибли€, почему большинство людей не считает возможным обходитьс€ без одежды.   вопросу о св€зи этого стремлени€ с чем-то нехорошим, грешным и даже опасным мы ещЄ вернЄмс€, а пока заметим, что из всего животного мира прикрыть чем-то своЄ тело пытаетс€ только человек. ¬прочем, только он создал искусственную среду.

ћы не знаем точно, какой была перва€ одежда Ц св€зка древесных листьев, как описываетс€ в первых главах ЂЅыти€ї, или шкура животного, наброшенна€ на плечи или ст€нута€ вокруг бедЄр, но можно с уверенностью сказать, дл€ чего первобытный человек это сделал: чтобы защитить себ€! ѕричЄм не об€зательно от холода Ц попробуйте-ка без одежды продратьс€ через колючий кустарник! Ќо так или иначе, человек усвоил: нечто, прикрывающее тело, может защищать.

„еловеческий разум Ђросї, осваивал окружающий мир иЕ очеловечивал и одухотвор€л его. ћир вокруг наших предков был населЄн духами Ц добрыми, с которыми следовало ладить, и злыми, от которых нужно было защищатьс€Е как? ≈сли € надену медвежью шкуру Ц не перейдЄт ли ко мне сила медвед€? ј если шкуру олен€ Ц может быть, ¬еликий ќлень, предок моего рода, скорее узнает мен€ и защитит, как своего? ј если ещЄ нашить на одежду кост€ной бисер Ц не стану ли € таким же Ђпрочнымї и долговечным, как кость?

ѕредставление о защитных свойствах одежды получило дальнейшее развитие, когда люди научились пр€сть, ткать, шить, украшать ткани вышивкой. ¬ышивка, как и бисер, как и другие способы украшени€ тканей, изначально не была украшением как таковым Ц все эти орнаменты имели охранительное назначение, недаром они очень часто Ђразыгрывают темуї сол€рных символов (свастика, четырЄхконечный или восьмиконечный крест), громового знака (шестиконечное Ђколесої) Ц ведь солнце и гроза в мифологической системе противосто€ли враждебным силам хаоса. Ќе случайно и то, что орнамент наносилс€ прежде всего на подол, край рукава, ворот Ц т.е. там, где ткань кончалась и начиналось Ђбеззащитноеї обнажЄнное тело. ¬прочем, даже неукрашенна€ ткань была неплохим Ђзащитным средствомї: ведь на пр€лках и других инструментах, используемых дл€ изготовлени€ ткани, изображались всЄ те же магические знаки Ц ткань в процессе изготовлени€ как бы Ђвпитывалаї их защитную силу.

ј теперь представим, как должен был чувствовать себ€ человек, окружЄнный со всех сторон враждебными духами, без всех этих Ђмер предосторожностиї Ц примерно так же, как современный человек без защитного костюма в зоне радиоактивного заражени€! ¬от и внушали каждому с детства: нельз€ ходить без одежды! —о временем изменилось видение мира, причина запрета забывалась Ц но запрет сохранилс€, передава€сь из поколени€ в поколение (Ђне нами заведено Ц не нам отмен€тьї Ц золотое правило традиции). ¬ конечном итоге произошло то же самое, что с табуированной лексикой, описывающей самую сокровенную сторону жизни: запрет превратилс€ в осуждение Ц Ђнельз€=неприличної.

Ѕыла у непри€ти€ наготы и друга€ сторона. ќдежда древнего человека была ещЄ и своеобразной Ђвизитной карточкойї или даже Ђпаспортомї. “ак, по одежде девушки можно было узнать, можно ли еЄ сватать или она ещЄ не Ђвошла в возрастї, или наоборот Ц уже просватана. Ќо главное Ц одежда содержала родовые знаки.  аждый род создавал себе определЄнную репутацию, и зна€, из какого рода незнакомый человек, можно было примерно представить, чего от него ожидать, как вести себ€ с ним. ј если человек избегает надевать на себ€ такие Ђопознавательные знакиї Ц значит, ему есть, что скрывать? ј может, он вообще Ђизвергї Ц человек, отвергнутый (Ђизвергнутыйї) своим родом, от такого тем более хорошего ждать нечего!

 роме того, наши предки, оказываетс€Е помнили, что когда-то их предки обходились без одежды! –азумеетс€, помнили на уровне логики мифа: Ђдревнее=св€щенноеї. —осто€ние обнажени€ как бы возвращало к истокам, к предкам Ц а значит, приближало к потустороннему миру, что было основой магии. —ледовательно, обнажение тела ассоциировалось ещЄ и с колдовством, а колдунов в древности хоть и уважали, но и побаивалисьЕ

 ак видим, причин не довер€ть тому, кто ходит обнажЄнным, у наших далЄких предков было много. ћы сохранили этот запрет, не помн€ его причины. —тоит ли его отмен€ть? ¬р€д ли. Ќе забудем, что ношение одежды Ц это один из признаков, отличающих человека от других животных.


mas
ћарк Ѕлау

 роме того, одежда - замечательна€ защита, как от холода так и от обжигающего солнца.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+