Так объясняет Библия, почему большинство людей не считает возможным обходиться без одежды. К вопросу о связи этого стремления с чем-то нехорошим, грешным и даже опасным мы ещё вернёмся, а пока заметим, что из всего животного мира прикрыть чем-то своё тело пытается только человек. Впрочем, только он создал искусственную среду.
Мы не знаем точно, какой была первая одежда – связка древесных листьев, как описывается в первых главах «Бытия», или шкура животного, наброшенная на плечи или стянутая вокруг бедёр, но можно с уверенностью сказать, для чего первобытный человек это сделал: чтобы защитить себя! Причём не обязательно от холода – попробуйте-ка без одежды продраться через колючий кустарник! Но так или иначе, человек усвоил: нечто, прикрывающее тело, может защищать.
Человеческий разум «рос», осваивал окружающий мир и… очеловечивал и одухотворял его. Мир вокруг наших предков был населён духами – добрыми, с которыми следовало ладить, и злыми, от которых нужно было защищаться… как? Если я надену медвежью шкуру – не перейдёт ли ко мне сила медведя? А если шкуру оленя – может быть, Великий Олень, предок моего рода, скорее узнает меня и защитит, как своего? А если ещё нашить на одежду костяной бисер – не стану ли я таким же «прочным» и долговечным, как кость?
Представление о защитных свойствах одежды получило дальнейшее развитие, когда люди научились прясть, ткать, шить, украшать ткани вышивкой. Вышивка, как и бисер, как и другие способы украшения тканей, изначально не была украшением как таковым – все эти орнаменты имели охранительное назначение, недаром они очень часто «разыгрывают тему» солярных символов (свастика, четырёхконечный или восьмиконечный крест), громового знака (шестиконечное «колесо») – ведь солнце и гроза в мифологической системе противостояли враждебным силам хаоса. Не случайно и то, что орнамент наносился прежде всего на подол, край рукава, ворот – т.е. там, где ткань кончалась и начиналось «беззащитное» обнажённое тело. Впрочем, даже неукрашенная ткань была неплохим «защитным средством»: ведь на прялках и других инструментах, используемых для изготовления ткани, изображались всё те же магические знаки – ткань в процессе изготовления как бы «впитывала» их защитную силу.
А теперь представим, как должен был чувствовать себя человек, окружённый со всех сторон враждебными духами, без всех этих «мер предосторожности» – примерно так же, как современный человек без защитного костюма в зоне радиоактивного заражения! Вот и внушали каждому с детства: нельзя ходить без одежды! Со временем изменилось видение мира, причина запрета забывалась – но запрет сохранился, передаваясь из поколения в поколение («не нами заведено – не нам отменять» – золотое правило традиции). В конечном итоге произошло то же самое, что с табуированной лексикой, описывающей самую сокровенную сторону жизни: запрет превратился в осуждение – «нельзя=неприлично».
Была у неприятия наготы и другая сторона. Одежда древнего человека была ещё и своеобразной «визитной карточкой» или даже «паспортом». Так, по одежде девушки можно было узнать, можно ли её сватать или она ещё не «вошла в возраст», или наоборот – уже просватана. Но главное – одежда содержала родовые знаки. Каждый род создавал себе определённую репутацию, и зная, из какого рода незнакомый человек, можно было примерно представить, чего от него ожидать, как вести себя с ним. А если человек избегает надевать на себя такие «опознавательные знаки» – значит, ему есть, что скрывать? А может, он вообще «изверг» – человек, отвергнутый («извергнутый») своим родом, от такого тем более хорошего ждать нечего!
Кроме того, наши предки, оказывается… помнили, что когда-то их предки обходились без одежды! Разумеется, помнили на уровне логики мифа: «древнее=священное». Состояние обнажения как бы возвращало к истокам, к предкам – а значит, приближало к потустороннему миру, что было основой магии. Следовательно, обнажение тела ассоциировалось ещё и с колдовством, а колдунов в древности хоть и уважали, но и побаивались…
Как видим, причин не доверять тому, кто ходит обнажённым, у наших далёких предков было много. Мы сохранили этот запрет, не помня его причины. Стоит ли его отменять? Вряд ли. Не забудем, что ношение одежды – это один из признаков, отличающих человека от других животных.