icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Мучают вопросы? Узнай

Почему русские купцы и дворяне так любили цыганские песни?

  • 756
  • 3

Почему русские купцы и дворяне так любили цыганские песни?

К
Когда заходит речь о купечестве былых времен, мы сразу же вспоминаем пьесы А.Н.Островского: домашние деспоты, особые представления о чести и «честном слове купеческом» – и, конечно, цыгане! «К нам приехал наш любимый (имярек) дорогой!» – без этого напева цыганского хора (с непременным поднесением чарки) невозможно представить себе купеческое времяпрепровождение. Впрочем, послушать цыганские песни любили и дворяне. Да и сейчас редкий концерт какого-нибудь певца с народным оркестром обходится без «горячей цыганской крови» под занавес, неизменно срывающей аплодисменты – даже три великих тенора, Лучано Паваротти, Пласидо Доминго и Хосе Каррерас – и те пели «Очи черные»!

А началось все с Орлова… нет, не с возлюбленного Екатерины II, а с его брата, тоже принявшего весьма деятельное участие в перевороте, приведшем Екатерину к власти, а по некоторым данным – собственноручно убившего Петра III. Так вот, этот господин впервые услышал пение цыган во время Русско-турецкой войны – и был совершенно очарован… настолько, что загорелся идеей обзавестись крепостным цыганским хором. Единственное мест, где представители этого кочевого народа находились в крепостном состоянии – это была Бессарабия, вот там он их и приобрел. Увлечения высокопоставленных, влиятельных особ входят в моду очень легко – и мода на цыганские хоры охватила всю Россию. Дань ей отдавали и дворяне, и купцы, и гусары, и писатели, и поэты. Разумеется, воспетый поэтами образ был весьма далек от подлинной цыганской жизни и культуры – может, и не настолько, как «развестистая клюква» Голливуда от нашей с вами жизни, но ставить между тем и другим знак равенства нельзя. Равно как нельзя отождествлять собственно цыганский музыкальный фольклор с тем жанром, который возник на пересечении цыганских песен и русского романса – вот это чаще всего имеют в виду, когда говорят о любимых русскими купцами и дворянами «цыганских песнях».

Но, разумеется, мода не продержалась бы долго, если бы не находила реального отклика. В чем же была притягательность цыганских песен? Давайте вспомним их основные музыкальные характеристики.

С чего такие песни начинаются? С медленной части, исполняемой весьма свободно, сопровождаемой пассажами, которые тоже играются ad libitum, как говорят музыканты. С чем может ассоциироваться такой шатающийся ритм? Конечно же, с движениями пьяного – следовательно, человек, слушающий такую песню «под чарочку», в ресторане или в любом другом застолье, легко услышит в ней нечто родственное себе. Далее следует припев, который строится совершенно по иному принципу: упругий ритм, который начинает излагаться в медленном темпе, но с «зарядом» ускорения, которое постепенно «раскручивается» и в конечном итоге достигает бешеного темпа. Ученые доказали, что любой музыкальный ритм вызывает у человека двигательную реакцию (даже у неподвижных людей сокращаются глубокие мышцы), если же «двигательная сторона» подчеркивается преувеличенным ускорением в сочетании с танцевальным ритмом, то даже сдержанные люди не всегда могут обуздать внешнюю двигательную реакцию – появляется неудержимое желание притопывать, прихлопывать в такт. А после этого уже вступает в силу «обратная связь»: ритмичные, ускоряющиеся движения оказывают гипнотизирующее действие на нервную систему. Прибавьте к этому еще «чувствительные» тексты - пьяных ведь часто "пробивает" на слезливость...

Следовательно, цыганские песни погружают человека в состояние, подобное опьянению – можно сказать, что публика любила и продолжает любить их по той же причине, по которой люди любят алкогольные напитки. И по этой же причине, исполняя те же «Очи черные» на концерте, очень легко переступить ту грань, за которой кончается искусство и начинается дурновкусие, которое весьма метко именуют «цыганщиной-стаканщиной».

mas
Марк Блау

Как там говорил рафинированный герой из "Ширли-мырли"? "Ненавижу цыганщину!" Пришлось полюбить.

pro
Семен Цыгановский

Цыганщина цыганщине рознь. Не знаю, жив ли сейчас московский театр "Ромэн"? Вполне достойное было заведение. Говорят, что они даже место выступления не поменяли. Раньше выступали в ресторане "Яр", а потом в гостинице "Советская", на месте того же "Яра" построенной

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+