В объяснениях недостатка нет. Говорят, что именно жировые отложения вокруг гортани придают голосу красивый тембр – но ведь не бывает так, чтобы на одной части тела они были, а на других – нет. Говорят, что пение – серьезная физическая нагрузка (и это правда), поэтому певцам постоянно хочется кушать. Полноту певцов связывают и с шириной грудной клетки, которая обеспечивает хорошее дыхание изначально или развивается в процессе...
Может, и можно было бы этому всему поверит, но… посмотрим на Анну Нетребко. Эта оперная дива, за право пригласить которую соперничают лучшие театры мира, а билеты на концерты стоимостью в несколько сотен долларов распродаются за считанные часы, хрупкостью фигуры, пожалуй, поспорит с балеринами. Очень стройной была в молодости Ольга Бородина, много лет не меняла размер костюмов Галина Вишневская, не был толстяком Сергей Лемешев, не страдает лишним весом Пласидо Доминго… примеры можно продолжать, но и так уже ясно, что мысль о «естественной» полноте оперных певцов можно отнести к разряду мифов. Но откуда взялся этот стереотип?
Пожалуй, один из его источников – непреходящее желание прикоснуться к тайне гениальности. В попытке разгадать секрет в ход идут любые факты из биографий великих – привычки, причуды, болезни, пороки, любые обстоятельства – только и слышится: Мусоргский алкоголик, ванн Гог психопат, Шопен туберкулезник, Паганини отец в детстве бил… ну, и «Лучано Паваротти толстый» – из той же «оперы».
Разговоры о полноте оперных певцов можно сопоставить с такими же разговорами о полноте священников. В действительности, лишний вес – это проблема современного общества в развитых странах в целом, певцы и священники – не исключение. Полные люди встречаются среди тех и других не чаще и не реже, чем среди прочих людей, но под пиджаком среднестатистического гражданина «животик» не так заметен, как под рясой священника на амвоне – или под обтягивающим костюмом Герцога Мантуанского или кимоно Чио-Чио-сан на сцене оперного театра.
К тому, же артисты всегда на виду: нам в принципе все равно, какая окружность талии у продавщицы в магазине или сколько весит медсестра, которая делает нам уколы – но когда на сцену выходит пышнобедрый пастушок Лель или романтичный юноша Ленский с брюшком и двойным подбородком – это в лучшем случае смешно. Конечно, персонажи в операх бывают разными – старому степенному царю Береднею или пьянице Варлааму, который горя не знает с тех пор, как «утек из монастыря», некоторая полнота, пожалуй, будет даже к лицу – но есть роли в которых она действительно нетерпима (так, немалую роль в провале премьеры «Травиаты» сыграла «могучая» комплекция певицы, исполнявшей роль сгорающей от чахотки Виолетты).
Таким образом, утверждать, что большинство оперных певцов имеет лишний вес, было бы опрометчиво. Люди с лишним весом среди оперных певцов попросту более заметны – и поистине нужно обладать талантом уровня Лучано Паваротти, чтобы публика могла это простить.