icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ћистика, непознанное

ѕочему нельз€ спать ногами к двери?

  • 12073
  • 2

ѕочему нельз€ спать ногами к двери?

—колько всЄ-таки запретов нас окружает! Ќет, € не имею в виду запреты законодательные или диктуемые простым здравым смыслом Ц почему нельз€ зарубить топором соседа или выйти на улицу без шапки и пальто в сорокаградусный мороз Ц пон€тно всем, но вот почему нельз€ здороватьс€ через порог или спать ногами к двериЕ

—разу оговорюсь: лично € не считаю, что нельз€, поскольку € человек не суеверный. Ќо раз поверие такое существует Ц то можно и нужно в нЄм разобратьс€, и это кое-что расскажет нам о мироощущении наших далЄких предков.

ƒл€ начала нам придЄтс€ познакомитс€ с индоевропейским мифом о структуре мира, который в наиболее Ђчистомї виде сохранилс€ у скандинавов Ц в ЂЁддеї. ¬ самом общем виде, структура мира предстаЄт такой: есть ћидгард (срединный мир) Ц мир людей, в котором мы, собственно, и живЄм, который считаем своей реальностью, вокруг него Ц ”тгард, Ђвнешнееї пространство, населЄнное чудовищами Ц враждебное и опасное, и над всем этим располагаетс€ јсгард Ц мир богов; всЄ, что происходит у богов в јсгарде Ц повтор€етс€ у людей в ћидгарде: как боги создали ћидгард и вокруг него ”тгард Ц так человек строит дом Ц ЂсвоЄї, обжитое пространство Ц а вокруг него, за пределами дома и двора оказываетс€ пространство Ђчужоеї и опасное Ц соотносимое с потусторонним миром.

” нас не осталось литературных пам€тников наподобие ЂЁддыї, но такое представление о мире у слав€н былоЕ почему мы можем это утверждать? ƒа потому, что мы до сих пор можем наблюдать многочисленные его осколки в виде примет и поверий: нельз€ здороватьс€ через порог (действительно Ц опасно разговаривать с существом, наход€щимс€ в потустороннем мире!), нельз€ возвращатьс€, если что-то забыл (зачем лишний раз пересекать границу между мирами!) и даже ругательство Ђ»ди ты в баню!ї св€зано с тем, что бан€, как правило, строилась на краю двора (а то и за его пределами) Ц т.е. уж на границе Ђчужогої пространства, Ђтого светаї (потому-то банник Ц домовой, обитающий в бане Ц наименее дружелюбный и самый опасный из всех домовых).

“.о. входна€ дверь (а в самых древних жилищах других дверей и не было) оказывалась в системе мифологического мышлени€ Ђдверью в потусторонний мирї. Ќаиболее веро€тное врем€ перехода туда Ц это сон: древний человек ведь вообще не видел принципиальной разницы между сном и смертью (недаром в древнегреческой мифологии они брат и сестра), душа выходит из тела, только в первом случае она возвращаетс€, а во втором Ц нетЕ разумеетс€, можно и сделать так, что не вернЄтс€ Ц например, перенести тело в другое место, чтоб не нашла, разрисовать лицо, чтоб не узнала (у некоторых Ђпримитивныхї народов этнографы зафиксировали запрет на такие действи€ над сп€щими) Ц или совершить нечто такое, что в системе мифологического мышлени€ способствует невозвращению души.

“аковым было направление ног Ђиз домаї, Ђот домаї. Ќа похоронах это делалось (и до сих пор делаетс€ Ц хот€ и без придани€ мистического смысла) целенаправленно: миры должны существовать раздельно, умершему незачем возвращатьс€ в мир живых Ц потому-то покойника вынос€т из дома ногами вперЄд. ≈сли же в момент выхода из тела (сон) ноги окажутс€ направленными Ђвовнеї, в Ђпотустороннее пространствої (к двери) Ц может сработать тот же Ђмеханизмї Ц и душа не вернЄтс€Е т.е. сп€щий умрЄт.

¬от, примерно таково происхождение приметыЕ стоит ли усложн€ть себе жизнь, вер€ в неЄ? –ешайте самиЕ


¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+